189  

Несмотря на то что никаких боестолкновений с «террористами» американские войска не имели, вся операция отличалась тщательным информационным сопровождением. Специально подготовленные и расставленные в ключевых точках «секретной операции» операторы снимали десятки вертолетов, поднимающихся в воздух и направляющихся в сторону ничего не подозревающих деревушек в окрестностях Самары. Съемки полностью повторяли кадры из знаменитого фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».

Приземляющиеся вертолеты также встречали операторы и фотографы Пентагона, загадочным образом оказавшиеся на месте событий еще до начала «внезапной операции».

Именно им принадлежат обошедшие телеканалы кадры, на которых полностью экипированные десантники бодро выбегают из нутра транспортного вертолета. Никаких «кровопролитных боев» не было, но видимость «крупномасштабной военной операции» прикомандированные к оккупационным войскам журналисты создавали максимально точно.

Значение этой пропагандистской акции придавалось столь значительное, что по поводу операции высказался даже пресс-секретарь Белого дома Скот Маклеллан, который поведал «мировому сообществу и американскому народу»: президент Соединенных Штатов внимательно следит за действиями своих военных в далекой Самарре (как будто у последнего иных забот нет). Одновременно Маклеллан жестко опроверг слухи том, что вся эта операция задумана как PR-акция, направленная на поддержание неуклонно падающего рейтинга Джорджа Буша.

При таком уровне информационного обеспечения операции телевидение в избытке получило кадры летающих, как мухи, во все стороны транспортно-боевых вертолетов, десятков «пленных», ночной стрельбы трассирующими пуля ми, взрывов и прочих ярких атрибутов «успешной крупномасштабной операции». Краткосрочная цель была достигнута: на некоторое время американская общественность получила убедительные «доказательства успешности» действий американской армии. Видимость маленькой победоносной войны была успешно создана усилиям PR-специалистов и профессиональными журналистами, а критическое восприятие американского зрителя было отключено красивыми картинками летящих вертолетов, десантников с серьезными нордическими лицами и взрывов световых гранат.

Здесь, кстати, можно обратить внимание на один интересный эффект. Современный человек вообще, а западный – особенно, чрезвычайно подвержен воздействию специальных эффектов на подсознание. Вся западная цивилизация «общества потребления» приучает его к мысли, что «если красиво – значит, круто!». Красивая женщина на обложке «Плейбоя» – это круто и сексуально (хотя на самом деле добиться этой «целлулоидовой женщины» у среднестатистического человека нет никаких шансов, а обычная соседка по лестничной площадке в постели может дать сто очков вперед фотодиве). Красивая «Феррари» – это круто, хотя она неэкономична и ездить по городским пробкам удобнее на чем-то поскромнее. Красивый президент – это круто, хотя понятно: какая бы смазливая физиономия у главы государства ни была, матерям погибших по его приказу на чужой земле, бог знает за что, солдат, или беднейшим слоям населения, которым он урезал социальные пособия, легче от этого не станет. Причем каждый раз эта «крутизна» увязывается через ассоциативную цепочку (6) с достижением успеха (в данном случае – в жизни, ведь и женщина с фотообложки в твоей постели, и «феррари» в гараже, и карьера «президента» есть несомненные атрибуты «достигнутого успеха».

Фактически массовый человек, получая «условный сигнал» «это красиво – значит, круто и успешно», начинает ассоциировать внешнюю «крутизну» с реальной «успешностью». Именно поэтому столь эффективно телезомбирование западного человека: достаточно показать отснятую на секретных голливудских студиях «хронику» победоносной войны с Ираком или показать таким же образом, как «иракское население восторженно встречает американских освободителей», как рядовые американцы начинают в это безоговорочно верить. Цель манипуляторов достигнута...

Все вышеизложенное в полной мере относится к более раннему использованию специальных эффектов для манипуляции сознанием аудитории, имевшей место тремя годами ранее, в самом начале оккупации Ирака.

В конце марта 2003 года в иракской пустыне в плен к иракским солдатам попала рядовой 507-й группы материально-технического снабжения Армии США Джессика Линч.

  189  
×
×