109  

Кроме больших тайн уходящий XX век оставил миллионы маленьких. И если у больших тайн еще есть какие-то шансы быть разгаданными, то маленькие тайны потоком уходят в историю на вечное забвение.

* * *

«Кенигсберг» простоял на илистом дне дельты Руфиджи до 1960 года, когда правительство Танзании, получив из ФРГ необходимые материалы, приступило к разборке корабля. Работы были завершены в 1963 году. Кормовая металлическая плита с надписью «Кенигсберг» была отправлена в Германию и вмонтирована в стелу памятника в Лабое.


Оперативно-тактические данные легкого крейсера «Кенигсберг»

Водоизмещение: 3390 т (стандартное), 3814 т (полное).

Главные размерения: 114,8х 13,2 х 3,2 м.

Скорость максимальная; 23 узла (двухвальная энергетическая установка, паровая машина тройного расширения, 11 котлов военно-морского типа, 12000 л.с., 820 тонн угля).

Вооружение: десять 105-мм орудий, восемь 52-мм орудий, два 450-мм торпедных аппарата.

Бронирование: щиты на орудиях — 50 мм, палуба — 20-30 мм, боевая рубка — 100 мм.

Дальность плавания: 5750 миль при скорости 12 узлов.

Экипаж: 14 офицеров и 308 матросов.


Список офицеров легкого крейсера «Кенигсберг», служивших на нем с июля 1914 по июль 1915 годов.

Командир: капитан 2-го ранга Лооф.

Старший офицер: капитан-лейтенант Кох (Георг).

Старший штурманский офицер: капитан-лейтенант Генрихе.

Старший артиллерист: старший лейтенант Апель.

Артиллерийские офицеры: старший лейтенант Ангель,

старший лейтенант Рименер (погиб),

старший лейтенант Фройнд (погиб),

лейтенант Коц,

лейтенант Шляме,

лейтенант Вениг.

Старший инженер-механик: капитан 3-го ранга Шиллинг (Густав).

Инженер: капитан-лейтенант Водман.

Корабельный врач: доктор Гнерих.

Ревизор: лейтенант Христиансен.

Призовая команда: старший лейтенант резерва Герм,

лейтенант резерва Йегер (погиб),

лейтенант резерва Шпроцхоф,

старший врач Френкель,

лекарь Зайт

СОКРОВИЩА КАПИТАНА НЕРГЕРА

ОКЕАНСКИЙ РЕЙД ОДИНОКОГО ВОЛКА


Капитан второго ранга Карл-Август Нергер родился в 1875 году в Ростоке. Приморские города сами по себе являются главным стимулом для молодых людей попробовать свои силы на службе в военном или торговом флоте. Все флоты мира черпают свои кадры главным образом из юношей портовых городов. Любой мальчишка, чье детство прошло под гудки пароходов и визг ревунов боевых кораблей, лязг башенных кранов и грохот клепальных молотов из-за высоких лесов стапелей, стремится на флот, считая морскую службу единственной достойной настоящего мужчины.

Карл-Август Нергер не был исключением. В 1893 году он поступил в военно-морскую школу в Киле, а в 1897 году, уже будучи корабельным гардемарином, получил назначение на канонерскую лодку «Илтис», несущую службу в дальневосточных водах. Там Нергер был произведен в офицеры, а в 1900 году — уже лейтенантом, штурманом «Илтиса» — принимал участие в подавлении Боксерского восстания...

Начало Первой мировой войны застало Нергера капитаном третьего ранга в должности командира легкого крейсера «Штеттин», на борту которого он получил боевое крещение, приняв участие в неудачном для немецкого флота сражении в Гельголандской бухте 28 августа 1914 года, когда германским легким крейсерам пришлось сражаться с линейными крейсерами англичан. В дальнейшем капитан третьего ранга Нергер, продолжая командовать «Штеттином», эскортировал выходящие на патрулирование подводные лодки, сражался на Балтике с кораблями русского флота, обстреливал Либаву и Ревель, чудом избегая русских мин и подводных камней...

В феврале 1916 года Нергер был произведен в капитаны второго ранга. Он был вызван в Берлин, где ему предложили принять командование вспомогательным крейсером «Вольф», прорваться на нем в открытое море через британскую блокаду и начать беспощадную войну против британского судоходства на просторах мирового океана.

Все это очень романтично выглядело накануне войны и в первые месяцы боевых действий, когда вся германская и мировая пресса взахлеб рассказывала о непобедимой океанской эскадре адмирала фон Шпее, разгромившего англичан у далекого мыса Коронель; о неуловимых и дерзких рейдерах «Эмдене», «Карлсруэ» и «Кенигсберге», топящих и захватывающих чуть ли не ежедневно английские пароходы с ценнейшими военными грузами.

  109  
×
×