101  

¦ за тем, не затронуто ли достоинство, самоуважение собеседника.

Как правильно вести беседу

Для этого нужно соблюдать некоторые правила:

¦ нельзя ставить вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

¦ вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь задание?»);

¦ лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику.

Важно слушать внимательно и доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать все, что вы хотите.

Следует дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его! Помогите освободиться от возможных страхов. Одобряйте точность высказанных мыслей. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

¦ помощи высказаться;

¦ помощи освободиться от возможных страхов;

¦ одобрения точности высказанных мыслей.

Не прерывайте высказывания собеседника в случаях:

¦ его волнения;

¦ импульсивности;

¦ несущественности высказываний;

¦ незначительности деталей, отсутствия полезной информации и т. д.

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах.

Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую–то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу.

Приложение 2

Рекомендации родителям

Это необходимо!

¦ Радуйтесь вашему сыну, дочери.

¦ Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

¦ Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, не перебивая.

¦ Установите четкие и определенные требования к ребенку.

¦ В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

¦ Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

¦ Говорите четко, ясно.

¦ Будьте терпеливы.

¦ Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».

¦ Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

¦ Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

¦ Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.

¦ Чаще хвалите ребенка.

¦ Поощряйте игры с другими детьми.

¦ Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

¦ Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

¦ Приобретайте диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

¦ Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.).

¦ Регулярно водите ребенка в библиотеку.

¦ Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

¦ Не теряйте чувства юмора.

¦ Играйте с ребенком в разные игры.

¦ Чаще делайте что–либо сообща, всей семьей.

¦ Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.

¦ Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

Не делайте этого!

¦ Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать. Другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

¦ Не задавайте слишком много вопросов.

¦ Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

¦ Не заставляйте ребенка что–нибудь делать, если он вертится, устал, расстроен.

¦ Не требуйте слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

¦ Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай».

¦ Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».

¦ Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.

¦ Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

¦ Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.

¦ Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.

  101  
×
×