61  

Секунды текли. И наконец…

– Пусто, – снова произнес Исидор.

Зал сдержанно вздохнул. Исидор решил рискнуть. Он объявил, что у него в кулаке ничего нет. Лицо браконьера сделалось мертвенно-бледным.

– Я… я… помогу вам поменять колесо, – сказал он. Так и не решившись произнести «один», он показал пустую ладонь и пожал руку соперника.

Лукреция бросилась на шею победителю.

– Уф, я вся вспотела! Ну и рисковали же вы – два пусто подряд!

Несколько зрителей горячо поздравляли толстого журналиста, хлопая по спине. Другие уже готовили камешки, чтобы самим начать игру.

– Играть можно втроем и даже вчетвером, – сказал Исидор. – Каждый берет по три камешка, правила те же. Только варианты ответов будут от нуля до двенадцати.

– Теперь признайтесь, как вам удалось выиграть? – спросила обрадованная Лукреция.

Ее спутник объяснил. Понимая, что рискует проиграть, он решил изменить тактику. В начале он размышлял и уступал противнику, который размышлял меньше. Следовательно, чтобы победить его, надо было не размышлять вовсе. Последний ход Исидор сделал, полностью положившись на случай.

Исидор считал, что Лукреция ничем не рисковала, поскольку, осознав простоту, но вместе с тем и тонкость игры, Жорж принялся размышлять. Таким образом, он становился более умным, а значит, и более предсказуемым.

Лукреция не была согласна с эффективностью метода, но ей пришлось признать, что он сработал.

Вокруг те, кто ставил на Жоржа, отдавали деньги тем, кто ставил на Исидора.

Браконьер принес колесо.

– Я знал, что у вас в кулаке пусто. Вы выиграли только потому, что говорили первым, – сказал Жорж, весь еще под впечатлением от произошедшего.

– Если вы знали, что я скажу, то почему же не взяли камешек? Тогда бы выиграли, – спросил Исидор.

Браконьер стал размышлять над последней фразой. А правда, почему он не взял камешек? Приятель подтолкнул его локтем, намекая, что пора идти на охоту, но крокодилы вдруг потеряли для Жоржа интерес. Его занимал теперь вопрос, почему он не взял камешек. Тогда противник сказал бы «пусто», он ответил бы «один» и выиграл девушку.

В закусочной «На краю света» партия в три камешка уже обрастала легендами. Как будто был написан маленький кусочек истории Танзании. Несколько лет спустя подробности этого маленького события будут пересказывать, преувеличивая и искажая до неузнаваемости, – каждый по-своему опишет чудовищно жирного, отвратительного журналиста в сопровождении сногсшибательной красотки. Каждый новый рассказчик будет прибавлять от себя пикантные детали. Одни будут утверждать, что во время игры белая ящерица взобралась на плечо репортера и подсказывала ему, другие – что души обоих игроков покинули тела и вступили над столом в невидимую схватку.

Во всяком случае, в последующие дни игра в три камешка сделалась чрезвычайно популярной. Многие считали, что эта простая на первый взгляд игра на самом деле сложнее шахмат, так как в ней важную роль играет психология. Возможностей блефовать тут больше, чем в покере, поскольку не надо даже ставить деньги – все решают глаза и ум. И она тоньше, чем японская игра «го», так как ведется резкими, прямыми ходами.

А Лукреция и Исидор были уже далеко.

11. ВОСПИТАНИЕ МАЛЫШЕЙ

ОН подходит к детям и просит их внимательно наблюдать за его действиями.

Дети не понимают, почему сильный самец играет с ними. Обычно взрослые не обращают на них внимания, и дети относятся к ним с опаской. Наверное, оттого, что в голодные времена сильные самцы иногда пытаются их съесть. Они не следят за тем, что ОН делает, они следят за ним. И им непонятно, что ОН делает.

ОН срывает широкий листок, кладет на кулак правой руки и резко ударяет по нему. Получается взрыв! Вскоре младшее поколение покорено. Дети испускают радостные крики. Бьют себя ладонями по голове. Бросаются искать плоские листики, с помощью которых может получиться хлопок. Повторяют новую игру.

Вожак раздражен шумом. Ему хочется заставить замолчать малышей, но их слишком много. Ему нужна жертва. Он находит ее в лице бывшего вожака, который, несмотря на возраст, сумел дожить до этого дня. Не имея возможности урезонить новое поколение, он отыграется на поколении уходящем.

Бывший вожак ценен для стаи тем, что умеет отличать съедобные травы от несъедобных, но нынешнему вожаку надо на ком-то сорвать злобу.

Ему нужно выплеснуть эмоции, освободиться от стресса, полученного во время удара молнии, встречи с чудовищем в пещере, нападения львиц, схватки с бабуинами. Вожак вызывает старика на дуэль. Тот предпочитает протянуть руку в знак покорности. Дети, заинтересованные проявлением агрессии – самой интересной взрослой игры, бросают листки-хлопушки и сбегаются, чтобы поглазеть.

  61  
×
×