24  

В возрасте одного года ребенок начинает ходить, моторика рук развивается, он справляется с заданиями, которые раньше были ему не под силу. Зеркало сообщает ему о том, что он существует. Ребенок узнает себя в нем, он составляет представление о себе, и сразу заметно, нравится он себе или нет. Он либо ласкает свое изображение, целует его и громко смеется, либо делает себе гримасы. В основном ребенок воспринимает себя в качестве идеала. Он влюбляется в себя, он обожает себя. Отталкиваясь от полюбившегося образа, он проецирует себя в будущее и идентифицирует себя с героем. Воображение, обогащенное информацией из зеркала, помогает ребенку лучше переносить тяготы жизни, постоянного источника фрустрации. Ребенок примиряется даже с тем, что он не властелин мира. Даже если ребенок не находит зеркала или своего отражения в воде, он все равно проходит эту стадию. Он находит способ идентифицироваться и отделиться от внешнего мира, понимая при этом, что должен его завоевать.

У кошек не бывает фазы зеркала. Когда кошка замечает себя в зеркале, она заходит сзади для того, чтобы поймать спрятавшуюся там другую кошку, и поведение это не изменится даже с возрастом.

[Именинный торт]

Обычай задувать свечи на каждый день рождения – один из самых многозначительных человеческих ритуалов. Через равномерные промежутки времени человек напоминает себе о том, что он способен зажечь огонь, а затем погасить его своим дыханием. Власть над огнем – важный переходный момент от младенчества к сознательному состоянию. Когда же старик доживает до времени, когда он уже не в состоянии задуть свечу, это означает, что социально он исключен из активной жизни.

[Открытия при помощи игры]

В шестидесятые годы во Франции один коннозаводчик купил четырех отличных резвых серых лошадей, очень похожих друг на друга. Но характер у них был ужасный. Как только они оказывались рядом, они начинали драться, запрячь их вместе было невозможно, поскольку каждая лошадь пыталась бежать в свою сторону.

Ветеринару пришла в голову идея поместить лошадей в четыре соседних стойла и прикрепить на общие перегородки игрушки: колесики, которые можно было вертеть мордой, мячи, от удара копытом катившиеся к соседу, разные яркие геометрической формы предметы, подвешенные на веревочках.

Ветеринар регулярно менял лошадей местами для того, чтобы они все перезнакомились и начали играть вместе. Через месяц четыре лошади стали неразлучны. Отныне они не только позволяли запрягать себя рядом, а, казалось, воспринимали и работу как новую игру.

[Индейцы Америки]

И сиу, и шайенны, и апачи, и кроу, и навахо, и команчи, и все другие индейцы Северной Америки разделяли одни и те же убеждения.

Во-первых, они воспринимали себя как неотъемлемую часть природы, а не как ее хозяев. Племя, истребившее часть дичи в одном районе, мигрировало в другой для того, чтобы количество животных восстановилось.

В системе ценностей индейцев индивидуализм был явлением постыдным, а не почетным. Делать что-то для себя было непристойно. Индейцы не владели ничем и ни на что не имели права. Даже в наши дни индеец, купивший машину, знает, что должен будет ее одолжить первому же попросившему об этом соплеменнику. Их дети воспитывались без принуждения. Вернее, они воспитывали себя сами.

Индейцы знали, как прививать черенки растений, и использовали эти знания для создания гибридов кукурузы. Они умели делать непромокаемые ткани, пропитывая их соком гевеи. Шили одежду из хлопка такой тонкой выделки, какой и не знали в Европе. Им были известны целебные свойства аспирина (салициловой кислоты), хинина…

В обществе индейцев Северной Америки не было ни наследственной власти, ни власти пожизненной. Во время принятия решения каждый излагал свою точку зрения во время пау-вау (совет племени). Прежде всего, и задолго до европейских республиканских революций, это был режим ассамблей. Если вождь терял поддержку большинства, он уходил сам.

Это было общество равноправных граждан. Вождь, конечно, был, но им становился лишь тот, за кем люди шли добровольно. Стать во главе племени – значило заслужить доверие. Решению, принятому во время пау-вау, следовали только те, кто за него голосовал. Представьте, что у нас закону подчиняются лишь те, кто находит его справедливым…

Даже в период своего расцвета американские индейцы не имели профессиональной армии. В сражении, когда это было необходимо, участвовали все, но социально воин был, прежде всего, охотником, земледельцем или отцом семейства.

  24  
×
×