54  

Для того чтобы покончить со всеми связанными с островом суевериями, герцоги Нормандии в 1023 году повелели компаньонам построить там церковь в романском стиле. Церковь эта удивительна. Стоя на четырех склонах, она устремляется с востока на запад: притвором, нефом с семью пролетами и боковыми нефами, сводчатым трансептом и хорами абсиды, окруженными галереями.

Длина здания восемьдесят метров, она равна высоте скалы. Церковь, таким образом, входит в безукоризненный квадрат, начинающийся фундаментом у подножия скалы и включающим в себя все сооружение. Выбор этой геометрической фигуры не случаен. Квадрат символизирует четыре основных элемента, четыре стороны света и направление четырех обдувающих гору ветров. Кажется, что создатели церкви были вдохновлены совершенным храмом, храмом Соломона в Иерусалиме. Местонахождение паперти повторяет расположение еврейской паперти (Улям). Место для молитв (Хекаль) и Святая Святых также напоминают о храме Соломона. Семь ступеней, ведущих в трансепт, такие же, как в храме, и соответствуют количеству свечей в священном семисвечнике.

Еще один намек на Библию: монастырь Мон-Сан-Мишель имеет те же пропорции, что Ноев ковчег, каким он описан в Ветхом Завете: триста локтей на пятьдесят (то есть отношение длины к ширине из расчета один к шести). По образцу ковчега монастырь имеет три уровня (в ковчеге Ноя первый этаж занимали животные, на втором находились запасы пищи, третий этаж был отведен семье патриарха).

В монастыре на первом этаже находится место, где принимают странников, паломников и верующих. На втором этаже – трапезная, где едят монахи. На третьем – дортуары. Строители понимали с самого начала, что тут они имеют дело не с островом, а с олицетворением корабля, по-своему плывущего к другому измерению.

[Чернота]

Космос черен от того, что лучи звезд не находят поверхности, от которой можно отразиться. И свет тонет в бесконечности. В тот день, когда мы заметим слабый отблеск в глубине Вселенной, мы достигнем одного из краев мироздания.

[Как найти решение]

Вот способ найти идеи или решение сложной проблемы (он использовался Сальвадором Дали, который сам в свою очередь позаимствовал это орудие для размышлений у цистерцианских монахов).

Надо сесть на стул с двумя большими подлокотниками. Взять глубокую тарелку и чайную ложку. Если обычно ваш сон глубок, возьмите суповую ложку. Переверните тарелку и положите ее на пол. Сидя на стуле, держите, несильно сжимая, ложку большим и средним пальцами над тарелкой.

Засните в таком положении, думая о требующей решения проблеме. Когда ложка упадет на тарелку и резко разбудит вас этим, проблема будет решена, идея будет найдена.

[Параллельная реальность]

Реальность, в которой мы живем, быть может, не единственная. Могут существовать и параллельные реальности.

В тот момент, например, когда вы в нашей реальности читаете эту книгу, в другой реальности вас убивают, в третьей – вы выигрываете в лотерею, в четвертой вам вдруг захотелось покончить жизнь самоубийством и т. д. Сотни, а то и тысячи параллельных реальностей, быть может, постоянно развиваются и растут, словно ветви дерева.

Через какое-то время путь основной реальности устанавливается, определяется, и остальные исчезают. Но, как только линия реальности утвердится, от нее отпочковывается множество новых реальностей. Понемногу ствол, из которого произрастают ветви, затвердевает. И доступ к старым росткам реальностей становится невозможным.

Очевидно, что здесь и сейчас реальность, в которой вы читаете «ЭОАЗ», и есть реальность избранная, затвердевшая и определившаяся. (Кем? По каким критериям? Неизвестно.) Мысль эта может показаться вам совершенно абсурдной, но и квантовая физика приходит к таким же выводам.

Можно представить себе, что реальность распространяется не только вперед, она может развиваться и в стороны (вспомните о кошке Шредингера, в ситуации с ней реальность «кошка мертва» соседствует с реальностью «кошка жива»).

[Царствование халифа Аль-Хакима]

Халиф Аль-Хаким из династии Фатимидов, которая правила с 909 по 1171 год (шиитская исмаилитская династия, чьи корни восходят к заложившей город Каир Фатиме, распространившая свое влияние на всю Северную Африку и завоевавшая Сицилию), жил в Каире. Этот человек постоянно думал о своей власти над городом и о пределах концепта власти. Он издавал абсурдные указы, а затем, переодевшись в простого прохожего, наблюдал за реакцией своего народа. Проще говоря, он предавался социологическим экспериментам, где в роли испытуемых выступало все население города. Желaя испытать, насколько покорен народ, Аль-Хаким запретил работать ночью. Он утверждал, что слабое освещение вредно для глаз. Любой человек, застигнутый за работой при свече, должен был быть казнен. Прогуливаясь как-то по улицам города, Аль-Хаким обнаружил работающего сверхурочно булочника и повелел сжечь несчастного в его собственной пекарне. Затем, убедившись в том, что все подчинились запрещению работать ночью, он издал новый указ. Теперь не разрешил работать днем. Отныне все должны работать только ночью. Словно дрессированное животное, народ немедленно подчинялся любому необычному закону в тот же миг, как тот издавался. Все стало возможным. Для того чтобы подчинить себе все религии, халиф смел с лица земли католические церкви и еврейские синагоги, а затем, как всевластный повелитель, дал представителям обоих культов деньги на восстановление храмов. Аль-Хаким запретил женщинам использовать духи. Запретил изготовлять для них обувь. Запретил им пользоваться косметикой, а затем и вообще покидать дом. Женщинам было запрещено находиться в городе. Однажды во время инспекционной прогулки он обнаружил группу женщин в городской бане. Он немедленно приказал замуровать все выходы для того, чтобы они умерли там от голода.

  54  
×
×