36
Ведь, может быть, вечерняя тоска, так свойственная многим людям, – это боль души, попавшей в личность, ей не симпатичную. А может быть, реально и такое, что душевные болезни (их разнообразие огромно) связаны как раз с недомоганием души, когда-то совершенно иначе пожившей неизвестно в ком. Как интересно верить, например, что чем ты недостойней жил на свете, тем мерзее будет существо, в которое поселится потом твоя душа. И всё-таки всегда в таких соображениях есть большая доля светлой радости: нет, весь я не умру.
Во дворе моего дома в тихом иерусалимском районе (да и всюду в городе такое) живёт немыслимое количество кошек. Вертятся они вокруг помойки, где всегда найдётся пропитание. Драчливые, грязные, злобно смотрящие на прохожих (друг на друга – нечего и говорить) – они явно были кем-то в прошлой жизни. Лично я уверен, что политиками. Но возможно и коммерческое, и уголовное прошлое. А в поведении собак разных пород и характеров сплошь и рядом наблюдаются черты их прежнего житейского опыта. А вспомните о крокодилах и гиенах – не случайны их характер и замашки. «У животных нет души», – возразит какой-нибудь самодовольный эрудит. Но Божьи твари потому ведь так и именуются, что их создал тот же Творец, который оплошал (слегка) на человеке. Верую, ибо осмысленно, как говорил какой-то древнеримский грек из Палестины. Поэтому вполне возможно, что нам лучше думать не о рае с его явно скучноватым обустройством, и не ада ужасаться, а стремиться, чтоб душа твоя впоследствии попала в столь же приличное создание, каким при жизни был ты сам. Очень, по-моему, достойная и светлая задача. Утешительная – в высшей степени. А те, кому все мои рассуждения покажутся пустой и праздной болтовнёй, могут ещё жестоко пожалеть о явленном неверии в разумное и справедливое устройство мироздания.
Маркиз Ипполит Ревайль (жил он в девятнадцатом веке) просто пожал бы снисходительно плечами, дивясь подобной слепоте в наше продвинутое время. Сам он беседовал с сотнями душ, лишённых бренной оболочки. Они являлись к нему на спиритических сеансах и либо разговаривали с ним, либо его рукой писали ответы на заданные им вопросы. Возникала ясная и убедительная картина загробного существования. Освободившись из телесной клетки, душа попадала в некий духовный мир, где не только встречала души былых знакомых и близких, но даже вспоминала свои прошлые пребывания в разных личностях. А духовное пространство это, где кишат освободившиеся души, – рядом с нами и вокруг, мы просто-напросто его не ощущаем, хотя души близких иногда подсказывают нам какие-то решения, поступки, даже мысли. А потом душа опять вселяется в кого-то (только люди ей годятся, никаких животных тот духовный мир не признаёт). И часто, искупая грехи предыдущего обладателя, ввергает нынешнего в чистую и праведную жизнь. Согласитесь – привлекательный сюжет. Года наши идут, если точнее – катятся, если ещё точней – летят, и скоро мы проверим наговоренное выше на своём личном опыте.
А пока что писатель Умберто Эко в эссе «Как подготовиться к безмятежной кончине» предложил идею небанальную:
«…В момент, когда ты покидаешь эту юдоль слёз, попробуй обрести неколебимую уверенность в том, что весь мир (насчитывающий пять миллиардов человеческих особей) состоит из одних мудаков: мудаки пляшут на дискотеках; мудаки думают, будто постигли какие-то тайны космоса; мудаки предлагают панацею от всех наших бед; мудаки заполняют страницу за страницей пресными провинциальными сплетнями; мудаки-промышленники разрушают планету. Разве не будешь ты счастлив, рад, доволен, что покидаешь эту юдоль мудаков?»
Умберто Эко пишет далее, что убедить себя в этом – вдохновенный труд, и надо этому учиться не спеша, так рассчитав время, чтобы перед самой смертью радостно прийти к полной уверенности, встретив кончину беспечально и достойно.
И лучшего совета я покуда не читал.
Соло на ослабшей струне
- Про наше высшее избрание
- мы не отпетые врали,
- хотя нас Бог избрал не ранее,
- чем мы Его изобрели.
* * *
- Немного выпил. Дым течёт кудряво.
- С экрана врут о свежих новостях.
- Сознание моё уже дыряво,
- и вроде бы я дома, но в гостях.
* * *
- Я в мире прожил много лет,
- исчезну вскоре навсегда,
- а до сих пор ответа нет,
- зачем являлся я сюда.
* * *
- Забавно мне смотреть на небо,
- в те обольстительные дали,
- где я ещё ни разу не был
- и попаду куда едва ли.
* * *
- Живя во лжи, предательстве и хамстве,
- не мысля бытия себе иного,
- приятно тихо думать о пространстве,
- где нету даже времени земного.
* * *
- Я всех готов благословлять,
- я наслаждаюсь обольщением
- и на отъявленную блядь
- смотрю с высоким восхищением.
* * *
- Большой ценитель и знаток,
- но хвор уже и хил,
- не бабник ты и не ходок,
- а дряхлый ебофил.
* * *
- Мы курим возле печек и каминов,
- про скорое толкуя новоселье,
- в отчаянии много витаминов,
- которыми питается веселье.
* * *
- Как ни бодрись и как ни пукай,
- а жизнь весьма обильна скукой.
* * *
- Чтобы евреям не пропасть
- и свой народ увековечить,
- дана им пламенная страсть
- самим себе противоречить.
* * *
- Я благодарен очень Богу:
- Он так заплёл судьбы канву,
- что я сумел отрыть берлогу,
- в которой много лет живу.
* * *
- Сбежала Муза, блядь гулящая,
- душа молчаньем туго скована,
- и дальше жизнь моя пропащая
- уже не будет зарифмована.
* * *
- В каких-то скрытых высших целях,
- чтоб их достичь без промедлений,
- Бог затмевает ум у целых
- народов, стран и поколений.
* * *
- Пришла волшебная пора:
- козёл на дереве заквакал,
- святых повсюду – до хера,
- а просто честных – кот наплакал.
* * *
- Увы, сколь часто мне казалось,
- что мной уже раскрыт секрет
- и до познания осталось
- полдня и пачка сигарет.
* * *
- Склероз, как сумрак, нарастает,
- плодя беспамятные пятна,
- и всё, что знал и думал, – тает
- и утекает невозвратно.
* * *
- Истлевших свитков жухлый сад
- нам повествует из-под пыли,
- что много тысяч лет назад
- евреев тоже не любили.
* * *
- Ценю в себе обыкновение
- достичь душевного спокойствия,
- смотря на каждое мгновение
- как на источник удовольствия.
* * *
- Я потому грешил, как мог,
- живя не постно и не пресно,
- что если сверху смотрит Бог —
- Ему должно быть интересно.
* * *
- Вполне сохранны мы наружно,
- тая о старости печаль,
- но веселимся так натужно,
- что можем пукнуть невзначай.
* * *
- Я жаждал, вожделел, хотел, алкал,
- ища себе крутого ощущения,
- и сам себя азартно вовлекал
- в опасные для жизни обольщения.
* * *
- Всё состоялось, улеглось,
- и счастлив быть могу я вроде бы,
- но мучат жалость, боль и злость,
- что так неладны обе родины.
* * *
- Притворяться, кивая значительно,
- я не в силах часами подряд,
- а выслушивать очень мучительно,
- сколько люди хуйни говорят.
* * *
- Я радуюсь покою и затишью,
- для живости года уже не те,
- и только пробегает серой мышью
- растерянность в наставшей пустоте.
* * *
- Когда на Страшный Суд поступит акт,
- где список наших добрых дел прочтётся,
- зачтутся не они, а мелкий факт,
- что я не думал, что кому зачтётся.
* * *
- Поступки еврейские странны,
- тревожат житейскую трезвость,
- и хмурятся дряхлые страны
- на юную древнюю резвость.
* * *
- Напьюсь когда – не море по колено,
- а чувство куража совсем иное:
- как будто я горящее полено,
- и льётся от костра тепло земное.
* * *
- Только что разошлись наши дети,
- на столе – недоед и посуда,
- наше счастье – зародыши эти,
- что общаются с нами покуда.
* * *
- Томит еврея русский бес:
- мерцает церкви позолота,
- шумит в душе осенний лес
- и вкусно чавкает болото.
* * *
- По части блядства мой народ
- с библейских славится времён
- и сто очков даёт вперёд
- сынам любых иных племён.
* * *
- Попал по возрасту я в нишу
- пустых ненужных стариков,
- хотя и вижу я, и слышу
- острее многих сопляков.
* * *
- Игра умеренных способностей
- моим сопутствует мыслишкам,
- но бог деталей и подробностей
- меня побаловал не слишком.
* * *
- Есть сутки лёгкие и скорые —
- летят, как будто гонит кто-то,
- и вяло дни текут, в которые
- жить ни к чему и неохота.
* * *
- Блаженство распустилось, как цветок,
- я виски непоспешно пью с приятелем,
- и мир хотя немыслимо жесток,
- однако ровно столь же обаятелен.
* * *
- Всегда еврей изрядно мнителен,
- а разъезжая – остро бдителен:
- еврею предки завещали
- следить в дороге за вещами.
* * *
- Наш мир устроен очень круто,
- судьба размечена любая,
- и Цезарь сам находит Брута,
- чтоб удивиться, погибая.
* * *
- Естественно, что жизненный напор
- ослаб уже во мне с недавних пор.
- Но мыслей, хоть и редких, шевеление
- родит ещё во мне одушевление.
* * *
- То, чем обязан я судьбе,
- варившей мне меню,
- и чем обязан я себе, —
- уже не я сравню.
* * *
- Столько я на своих на двоих
- исходил и дорог, и квартир,
- что теперь я забочусь о них,
- но идут они только в сортир.
* * *
- Вовсе не артист и не поэт,
- даже и не чтец, признаться честно,
- с наглостью на сцене много лет
- я работал соло без оркестра.
* * *
- Заметно и поверхностному взгляду,
- что ценность человека измерима
- его сопротивлением распаду,
- который происходит в нас незримо.
* * *
- Не зря среди чужих едим и пьём,
- немедля мы занятие находим:
- с которым населением живём,
- того и на еврейский переводим.
* * *
- Конечно, юные шалавы
- милы артисту, но сильней
- артиста манит жопа славы,
- зовя его стремиться к ней.
* * *
- Когда немного выпил и курю,
- отдавшись погубительной привычке,
- то всё, что в это время говорю, —
- чириканье позавтракавшей птички.
* * *
- Я жил, за всё сполна платя,
- меня две матери носили,
- я был еврейское дитя
- и был я выродок России.
* * *
- На крохотном запущенном пространстве
- евреям повезло собраться вместе,
- и речь не о гордыне или чванстве,
- а только о достоинстве и чести.
* * *
- Рассудок мы в советчики не брали;
- пылая вожделением неистово,
- мы сразу в обольщения ныряли,
- а дно повсюду – очень каменистое.
* * *
- Давно уже я полностью свободен
- и волен в биографии моей,
- поэтому из двух возможных родин
- я ту предпочитаю, что родней.
* * *
- Когда забуду всё на свете,
- всех перестану узнавать,
- пускай заботливые дети
- приносят рюмку мне в кровать.
* * *
- Порою мы в суждениях жестоки,
- но это возрастное, не со зла:
- в телах у молодых играют соки,
- а в душах стариков шуршит зола.
* * *
- На сцене я весьма нелеп,
- но не считаю унижением,
- что зарабатываю хлеб
- лица необщим выражением.
* * *
- Текут века и тают годы,
- евреи ткут живую нить,
- а коренные все народы
- мечтают их искоренить.
* * *
- Из тех, кто осушал со мной бутыли,
- одни успели тихо помереть,
- а многие живые так остыли,
- что выпивкой уже их не согреть.
* * *
- Оставив надоевшую иронию,
- замечу благодарственно и честно,
- что рюмка возвращает нам гармонию
- с реальностью, паскудной повсеместно.
* * *
- Очень явственно с некой поры
- угасает последний мираж,
- испаряется чувство игры
- и предательски чахнет кураж.
* * *
- Меня Творец не просто потчевал
- разнообразною судьбой,
- но и склонял весьма настойчиво
- к упрямству быть самим собой.
* * *
- Хотя мне явно до конца ещё
- пожить немного суждено,
- я часто вижу свет, мерцающий
- у входа в новое кино.
* * *
- Есть очень грустная подробность
- в писаньях нынешних мыслителей:
- меня печалит низкопробность
- высоколобых сочинителей.
* * *
- Чтоб мы мельтешились по жизни
- спокойней,
- таится до срока зловещий рубеж,
- и всюду всегда
- перед завтрашней бойней
- наш воздух особенно светел и свеж.
* * *
- Беда державе, где главней
- кто хитрожопей и гавней.
* * *
- Уже в лихой загул я не ударюсь,
- не кинусь в полыхание игры.
- Я часто говорил, что я состарюсь,
- но сам себе не верил до поры.
* * *
- Всё, что мы знаем, – приблизительно,
- вразброд, обрывочно и смутно,
- и зря мы смотрим снисходительно
- на тех, кто тёмен абсолютно.
* * *
- Я в этой мысли прав наверняка,
- со мной согласны лучшие умы,
- что жирный дым любого пикника
- Творцу милей, чем постные псалмы.
* * *
- Слежу пристрастно я и пристально —
- с годами зрение острее, —
- как после бурь в уютной пристани
- стареют сверстники быстрее.
* * *
- Есть у меня давно уверенность,
- что содержанье тела в строгости
- и аскетичная умеренность —
- приметы лёгкой, но убогости.
* * *
- Цветущею весной, поближе к маю
- у памяти сижу я в кинозале,
- но живо почему-то вспоминаю
- лишь дур, что мне когда-то отказали.
* * *
- Есть Божье снисхождение в явлении,
- знакомом только старым и седым:
- я думаю о светопреставлении
- спокойнее, чем думал молодым.
* * *
- Склеротик я, но не дебил,
- я деловит и озабочен,
- я помню больше, чем забыл,
- но то, что помню, – смутно очень.
* * *
- Печальное чувствую я восхищение,
- любуясь фигурой уродской:
- от жизни духовной у нас истощение
- бывает сильней, чем от плотской.
* * *
- Доволен ли Господь картиной этой?
- Затем ли сотворял Он шар земной,
- чтоб мы готовы стали всей планетой
- отправиться к Нему взрывной волной?
* * *
- Назвать мне трудно это чувство,
- в нём есть болезненное что-то:
- мне стыдно, пакостно и грустно,
- когда читаю идиота.
* * *
- Мотив уныло погребальный
- звучит над нами тем поздней,
- чем дольше в нас мотив ебальный
- свистит на дудочке своей.
* * *
- От лозунгов, собраний и знамён
- удачно весь мой век я уклоняюсь,
- я менее, чем хочется, умён,
- но менее мудак, чем притворяюсь.
* * *
- Вся жизнь моя уселась на диету,
- стремясь в тоску воздержанности влезть,
- уже в судьбе крутых событий нету,
- а страсти – есть!
* * *
- Вместе с нами он ест угощение,
- вместе с нами поёт про камыш,
- только есть у меня ощущение,
- что внутри него – дохлая мышь.
* * *
- Мне всегда с утра темно и худо,
- и тому не выпивка виной,
- это совесть, ветхая зануда,
- рано утром завтракает мной.
* * *
- Кошмарно время старости летит,
- таща с собой и нас неумолимо,
- но к жизни так ослаб наш аппетит,
- что кажется – оно несётся мимо.
* * *
- Когда б меня Господь спросил,
- что я хочу на именины,
- я у Него бы попросил
- от жизни третьей половины.
* * *
- Забавные мысли по части морали
- ко мне приходили не раз:
- мы с чистой душой беззастенчиво крали,
- а грех – если крали у нас.
* * *
- Мне думать лень и неохота
- про скудость завтрашнего дня:
- как будто выпотрошил кто-то
- меня былого из меня.
* * *
- Я убеждался многократно,
- что стоит жизнью дорожить,
- но тихо жить и аккуратно —
- совсем не лучший способ жить.
* * *
- Мне хорошо, когда лежу,
- не потому, что мышцы скисли, —
- я лёжа легче нахожу
- свои растерянные мысли.
* * *
- Печальны утекающие дни:
- мне стал уход ровесников привычен,
- а с кем хотел бы видеться – они
- уходят раньше тех, кто безразличен.
* * *
- Питомцы столетия шумного,
- калечены общей бедой,
- мы дети романа безумного
- России с еврейской ордой.
* * *
- Мошенники, прохвосты, прохиндеи,
- охотно собираясь тесным кругом,
- едины в одобрении идеи,
- что следует быть честными друг с другом.
* * *
- Чем более растёт житейский стаж,
- чем дольше мы живём на белом свете,
- тем жиже в нас кипит ажиотаж
- по поводу событий на планете.
* * *
- Нас годы гнули и коверкали,
- но строй души у нас таков,
- что мы и нынче видим в зеркале
- на диво прежних мудаков.
* * *
- Следя, как неуклонно дни и ночи
- смываются невидимой рекой,
- упрямо жить без веры – тяжко очень,
- поскольку нет надежды никакой.
* * *
- Теперь я смирный старый мерин
- и только сам себе опасен:
- я даже если в чём уверен,
- то с этим тоже не согласен.
* * *
- Судьба сигналы шлёт нам,
- но толкуем
- мы так разнообразно эти знаки,
- что часто чемоданы вдруг пакуем,
- хотя настало время сеять злаки.
* * *
- Уроны, утраты, убытки
- меня огорчают слегка,
- но шепчут под вечер напитки
- о фарте, что жив я пока.
* * *
- Потребность наших душ в идее,
- мечте и мифе благородном
- отменно чуют прохиндеи,
- вертя сознанием народным.
* * *
- Карай мою дурную плоть,
- лишай огня мой нищий дух,
- но упаси меня, Господь,
- от говоренья правды вслух.
* * *
- Что будут к худу изменения,
- повсюду видно изнутри:
- везде на запахи гниения
- из нор вылазят упыри.
* * *
- Хотя в литературе нет советов,
- как жить, чтобы душа была в нирване,
- Обломов был умнее, чем Рахметов:
- лежал не на гвоздях, а на диване.
* * *
- Я счастлив, отвечает мерин сивый,
- и кажется, нельзя сказать иначе,
- сегодня быть несчастным – некрасиво:
- как будто что-то просишь без отдачи.
* * *
- Мы курим, пьём, и музыка играет;
- букет сирени в вазе умирает.
* * *
- Гордимся мы, что тайны мироздания
- сверлом буравит разум наш кипучий;
- иллюзия возможностей познания —
- наркотик замечательно живучий.
* * *
- Я был упрямым, как осёл,
- душа всегда была уверена:
- если потеряно не всё,
- то ничего и не потеряно.
* * *
- Люблю крутые поговорки,
- из них подмигивают нам
- сознанья нашего задворки,
- где гнусь и совесть – пополам.
* * *
- Рвётся жизни течение плавное,
- в кошелёк если не за чем лезть,
- а что деньги – не самое главное,
- понимаешь, когда они есть.
* * *
- Уже пора идти к врачу,
- пора сдаваться, делать нечего:
- с утра я сразу спать хочу,
- а днём дремлю, и сонный вечером.
* * *
- А где-то нынче льют дожди
- и во дворцах сидят вожди:
- постригли шерсть у населения
- и пьют вино от утомления.
* * *
- Лежит вокруг ночная мгла,
- темно в любом окне,
- а совесть подлая легла
- и пристаёт ко мне.
* * *
- Души трагический надлом
- и тягость жизни подневольной
- легко врачуются теплом
- холодной влаги алкогольной.
* * *
- В лице людей, почти обыкновенных,
- которым я безмерно благодарен,
- послал мне Бог читателей отменных —
- на деньги их мой суп сегодня сварен.
* * *
- Трус убегал, и вслед ему
- кривился лунный диск:
- Бог помогает лишь тому,
- кто сам готов на риск.
* * *
- Ещё за то люблю я пьянство,
- что вижу в ходе выпивания
- игру духовного пространства
- с убогой клеткой проживания.
* * *
- Что случилось – пустяк, ерунда:
- тут наплюй, там исправить возможно,
- а реальная в жизни беда —
- если ты одинок безнадёжно.
* * *
- Народных суждений слепая волна,
- включая и мысли ублюдка,
- содержит солидную долю гавна,
- продукта души и желудка.
* * *
- Ни за что покуда не в ответе,
- прописи усвоивши простые,
- пылко повторяют наши дети
- наших жизней хлопоты пустые.
* * *
- Трепаться – любезная сердцу традиция,
- но тут я сидел и разглядывал стены:
- есть люди – такая у них эрудиция,
- что с ними скучаешь на разные темы.
* * *
- Всегда в убогом настоящем
- так золотится день грядущий,
- что в самом хилом и ледащем
- желанье жить играет гуще.
* * *
- Когда мы прочно в космос выйдем
- на чём-то дьявольски летучем,
- то много тварей там обидим
- и хвори новые получим.
* * *
- Сегодня мне работать лень,
- затею праздничный обед:
- отмечу рюмкой первый день
- оставшихся от жизни лет.
* * *
- Уверен я, что Бог, даря скрижали,
- сочувствием и жалостью томим,
- хотел, чтоб мы сперва соображали,
- а после уже следовали им.
* * *
- Мне ясно видится картина,
- как исказятся гневом лица,
- и рухнет разума плотина,
- и волны злобы станут биться.
* * *
- Тяжёлый дух благополучия
- так ослабляет наши души,
- что нам паскудно страшно случая,
- который наш покой нарушит.
* * *
- Бич истории – тип низкопробный
- и его прозябанье убогое:
- человек, ни к чему не способный,
- безоглядно способен на многое.
* * *
- Наш век погибельных волнений
- с его утратами и болями
- для вслед идущих поколений
- забавен будет, но не более.
* * *
- Слушаю слова и обороты —
- странная в душе клубится смута:
- так Россию хвалят патриоты,
- словно продают её кому-то.
* * *
- Не пожелаю и врагу
- своё печальное терпение:
- хочу я только, что могу,
- и потому хочу всё менее.
* * *
- Увы, причина многих бедствий
- и роста злобной сволоты —
- в непонимании последствий
- прекраснодушной доброты.
* * *
- Я не похож ни на кого,
- я только сам себе подобен,
- я и пишу-то для того,
- чтобы узнать, на что способен.
* * *
- Года текут, по счастью, неплохие,
- опутан я житейской паутиной,
- и плещутся кошмарные стихии
- над будничной и мелочной рутиной.
* * *
- Если когда, неважно где,
- нас голод мучает сиротский,
- то плач желудка о еде —
- позыв духовный, а не плотский.
* * *
- Сегодня вышел день удачный:
- как будто что нашёл и поднял,
- и возле сердца лист наждачный
- почти не трёт его сегодня.
* * *
- Мне мила безбожная стезя:
- вовсе не хожу я в синагогу,
- ем, чего евреям есть нельзя,
- и грешу доныне, слава Богу.
* * *
- Густую чушь мои уста
- несли нечаянно и вдруг,
- но у меня душа чиста,
- поскольку мне язык не друг.
* * *
- Везде каноны и традиции,
- уставы, стили и обычаи,
- за их незримыми границами
- блаженно тонешь в неприличии.
* * *
- Уверен я, что Бог – не дилетант,
- насквозь Ему прозрачны обстоятельства,
- и где-то есть жестокий прейскурант
- расплаты за убийства и предательства.
* * *
- Когда утёкший день отмечен
- мыслишкой в новом оперении,
- то я и пить сажусь под вечер
- в гораздо лучшем настроении.
* * *
- Я медленно кропаю книжку новую,
- себя я день за днём над ней гублю,
- а после я её – уже готовую —
- спокойно и привычно разлюблю.
* * *
- Не знаю, как на свете том,
- но твёрдо знаю, как на этом:
- всё, что оставил на потом,
- уносят с дружеским приветом.
* * *
- Невозможна житейская драма,
- где гуляют роскошные хахали,
- чтобы там не втемяшилась дама
- и чтоб даму по ходу не трахали.
* * *
- Я думаю, что истинный философ
- живёт и прозябает незаметно,
- подкапливая тихо тьму вопросов
- и к Богу адресуясь безответно.
* * *
- Любовь – таинственная смута,
- она чревата чудесами:
- день улетает, как минута,
- секунды тянутся часами.
* * *
- Когда уже покой заслужен
- и годы нам легли на лица,
- мы начинаем видеть хуже,
- чтобы на зеркало не злиться.
* * *
- Я жил весьма, совсем, отнюдь не строго,
- но строго за своей следил судьбой,
- боялся потому что я не Бога,
- а тягостной вражды с самим собой.
* * *
- Слова ко мне текут исподтишка
- и прыгают из памяти, как белки,
- сливаясь в облик нового стишка,
- готового для чистки и отделки.
* * *
- Народ желает сильного царя —
- чтоб доблестный он был и удалой,
- и вскоре долгожданная заря
- закатом обращается и мглой.
* * *
- Да, мир наш сочинён довольно скверно,
- однако в отношении тюрьмы
- кивать на Божий замысел неверно —
- её уже придумывали мы.
* * *
- Разглядывал на улице прохожих,
- неспешно поджидая домочадца,
- и много среди них нашёл похожих
- на тех, с кем я стараюсь не встречаться.
* * *
- Подлянки от любых я жду властей,
- с еврейским генетическим недугом
- родился я, и сводку новостей
- смотрю с уже заведомым испугом.
* * *
- Стоят на горизонте времена
- душевных и физических контузий,
- и будущая дикая война
- затопчет поле нынешних иллюзий.
* * *
- К нам годы приходят с подарками,
- и я – словно порча прилипла —
- хочу кукарекать, но каркаю —
- надрывно, зловеще и хрипло.
* * *
- Меня поили русские ключи,
- меня медвяный воздух обволок,
- весь век я пролежал бы на печи,
- поплёвывая в низкий потолок.
* * *
- Стишки читать порой так неохота,
- испытывая чуть не отвращение,
- что если б у меня была пехота,
- я мигом бы очистил помещение.
* * *
- Ещё горит мой уголёк,
- ещё любезна мне свобода,
- и от кончины я далёк,
- как декабристы – от народа.
* * *
- России чудо нужно было:
- чтобы лжецы не лгать поклялись,
- чтобы гавно куда-то сплыло,
- и чтоб рабы с колен поднялись.
* * *
- Идея – бабочка в ладонях:
- посмотришь – радуется глаз,
- но и в совсем пустых погонях
- бывал я счастлив сотни раз.
* * *
- Бездельник я. Моя работа —
- своё безделье соблюдать,
- чтобы в меня безвидный кто-то
- вливал пустую благодать.
* * *
- Смотрю на Божий мир я исподлобья —
- то гибельно повсюду, то опасно;
- однако если мы – Его подобья,
- то ждать Его сочувствия – напрасно.
* * *
- Когда порушены все вехи
- и знаки верного пути,
- то можно только в чистом смехе
- себе спасение найти.
* * *
- Про то, как одинок, напоминание
- является болезненно и вдруг;
- взаимное меж нас непонимание —
- хронический таящийся недуг.
* * *
- Во тьме надеждой тихо позваны,
- мы спим и счастливы, как дети,
- но цвет надежд обычно розовый
- и растворяется при свете.
* * *
- Напрасно я Маркса держал в недоверии,
- теперь отношусь с пониманием:
- вот нынче повсюду избыток материи,
- но всюду хреново с сознанием.
* * *
- Бумага тоскует по буквам,
- и найдена верная нота,
- мешает лишь издали стук нам:
- костлявая ищет кого-то.
* * *
- Мы днём кишим, и прибыль на уме,
- успеха варианты и детали,
- а совесть к нам является во тьме,
- чтоб мы в зануду тапком не попали.
* * *
- Былое живо в нашем хворосте,
- ещё гуляют искры в нём,
- и только старческие хворости
- мешают нам играть с огнём.
* * *
- Мне очень симпатичны доктора
- и знаний их таинственное царство:
- порой не понимают ни хера,
- но смело назначают нам лекарство.
* * *
- Вчера возле камней, навеки слившихся,
- где связано узлом несчётно судеб,
- толпился я в густой толпе молившихся,
- Его благодаря за всё, что будет.
* * *
- Блажен ли одинокий нелюдим?
- За завтраком один, в обед и в ужин…
- Лишь он один себе необходим,
- но чаще он и сам себе не нужен.
* * *
- Присущий всем евреям дух сомнения
- ни Богом не дарился, ни природой;
- похоже, он идёт от поколения,
- ушедшего в пустыню за свободой.
* * *
- Кончается никчемная карьера,
- меняются в душе ориентиры,
- мы делаемся частью интерьера
- своей благоустроенной квартиры.
* * *
- Про гибельную пагубу курения
- врачи не устают везде писать,
- и я стою на той же точке зрения,
- но глупо из-за этого бросать.
* * *
- От помеси вранья и суесловия,
- из подло сочетающихся звуков
- рождаются духовные условия,
- которые свихнут и наших внуков.
* * *
- За дружеской выпивкой сидя,
- я думал, как думал давно:
- грешно быть на Бога в обиде,
- покуда нам это дано.
* * *
- Лично я – с мужицкой точки зрения —
- вижу в нас безумных петухов:
- первый признак нашего старения —
- тяга к умножению грехов.
* * *
- Есть люди – в коллективном лишь угаре
- у них существование отрадное,
- а я, хотя мы равно Божьи твари,
- животное ничуть пока не стадное.
* * *
- Теперь я многих рюмкой поминаю,
- кого я проводил в последний путь,
- о нескольких уже я точно знаю,
- что скоро их мы сядем помянуть.
- А может быть, они меня помянут,
- поскольку неизвестен срок земной,
- и что они болтать на тризне станут,
- услышится тогда уже не мной.
* * *
- Свободой обкурился я, наверно,
- в таком я раздражении глубоком
- и так немедля делается скверно,
- когда её стесняют ненароком.
* * *
- Имей мы честность и отвагу
- и больше совести имей,
- мы б так не пачкали бумагу
- густой продукцией своей.
* * *
- Все твердят одно и то же,
- проницая взором тучи:
- вновь нужны России вожжи
- и свирепый нужен кучер.
* * *
- Никак не уловлю воспоминание
- о времени, где был я дураком…
- Недавно… И давно… И много ранее…
- И ныне в состоянии таком.
* * *
- Воришки и некрупные злодеи
- умеют красть у нас из кошелька,
- а воры покрупнее овладели
- искусством отнимать издалека.
* * *
- До той черты, где свет мы тушим,
- в небытие идя обратно,
- свою судьбу, себя и душу
- мы предаём неоднократно.
* * *
- В вечерних пьяных разговорах
- я чутко слышу, как соседи
- таят печали, от которых
- они так тянутся к беседе.
* * *
- Жизнь хороша, но удивительна —
- такой ли быть она должна?
- Неправда людям отвратительна,
- а правда – вовсе не нужна.
* * *
- Выдержит и беды, и напасти
- наша лучезарная порода,
- есть у нас пожизненное счастье:
- страшно далеки мы от народа.
* * *
- В раздорах о беспочвенных правах,
- в походах на врага с отважной песней
- толочься лучше в крупных жерновах —
- опаснее, но много интересней.
* * *
- Откуда появляются слова,
- прозрачнее порой слезы ребёнка,
- не ведает у нас ни голова,
- ни сердце, ни душа, ни селезёнка.
* * *
- Когда бы благ житейских ценник
- составил мудрый кто-нибудь,
- то в этом списке место денег
- не первым было бы отнюдь.
* * *
- Высоких мыслей дух живой,
- идей затейливая стая
- витают здесь над головой,
- в мою уже не залетая.
* * *
- Душа, наверно, плачет тихо,
- летя во мраке мироздания,
- но глушит пошлая шумиха
- её загробные рыдания.
* * *
- Когда компания пестра,
- но пьёшь среди друзей,
- то горечь – мудрости сестра —
- уходит вместе с ней.
* * *
- Читать обычно дико и забавно,
- как ярко, достоверно и отточенно
- всё то, что протекало лишь недавно,
- уже искажено и скособочено.
* * *
- Когда уходишь по грибы
- и сел под куст в лесу,
- то всё равно глаза судьбы
- тебя и там пасут.
* * *
- Своё уважал я призвание,
- я маленький был, но поэт,
- моё на земле проживание
- оставит пустой силуэт.
* * *
- Колёса познания катят,
- идеи добра торжествуют,
- евреи без устали платят
- за то, что они существуют.
* * *
- Вдыхаю покоя озон,
- с усилием видя и слыша;
- старение – славный сезон,
- пока не поехала крыша.
* * *
- В предчувствии и близости кончины,
- хотя и знает каждый, что не вечен,
- по-разному ведут себя мужчины,
- блажен, кто наплевательски беспечен.
* * *
- Под рокот высокого гимна,
- под устного пафоса муть
- томит нас охота интимно
- соседа за зад ущипнуть.
* * *
- Гости все ушли за парой пара;
- убраны продукты, чтоб не скисли;
- как овец кудлатая отара,
- пьяные во мне гуляют мысли.
* * *
- Раньше я не думал, если честно,
- что такая это благодать,
- что настолько будет интересно
- гомон жизни вчуже наблюдать.
* * *
- Нам вовсе не вредит образование,
- однако и не делает умней,
- поскольку наших мыслей основание —
- не знания, а что-то подревней.
* * *
- По жизни есть пути прямые,
- весьма удобные и ровные,
- по ним идут пускай хромые,
- увечные и малокровные.
* * *
- Во многое бывал я вовлечён,
- я знал героев разных не заочно,
- и стал хотя не более учён,
- а менее восторжен стал я точно.
* * *
- Напрасный труд, пустые хлопоты,
- ненужных сведений объём —
- вот наши жизненные опыты,
- что детям мы передаём.
* * *
- Такие случаются светлые дни,
- такое души колебание,
- что кажется – посланы Богом они,
- чтоб легче текло прозябание.
* * *
- Туда мы даже не глядим,
- и место это тихо виснет,
- меж тем как то, на чём сидим,
- порой мудрей, чем то, что мыслит.
* * *
- Роман какой-нибудь покруче
- прочёл бы жадно я теперь,
- и чтобы в мир, изрядно сучий,
- на пару дней захлопнуть дверь.
* * *
- Моё по жизни достижение —
- не столько чёрный оптимизм,
- как лень, беспечность, небрежение
- и совершенный похуизм.
* * *
- Где былое дерзновение?
- Испарилось – не найдёшь.
- А дерзать поползновение
- колет в жопу молодёжь.
* * *
- Реальность нам понятна и любима,
- но, тёмное в душе храня предчувствие,
- незыблемо и непоколебимо
- мы чтим потустороннее присутствие.
* * *
- Свободным людям не понять
- рабов сознание упрямое,
- но хоть куда помысли вспять —
- немедля видишь то же самое.
* * *
- Когда клубится хаос мрачный,
- змеится общая вражда,
- то некто серый и невзрачный
- наверх восходит без труда.
* * *
- В нас чувства ещё длятся по инерции
- от юности давнишней воспалён
36