99  

Роскошь полётов закончилась после 11 сентября 2001 года. Многие рейсы, в том числе «Калининград – Копенгаген», исчезли. Постепенно, но довольно скоро, авиакомпании стали отказываться от приятных пассажирам мелочей, и не только мелочей. Сам ритуал авиаполёта утратил свою торжественность. Стеклянные стаканы и фарфор сменились пластиковыми, а потом и картонными стаканчиками. Обеды и завтраки превратились в убогие ланч-боксы. А некоторые приятные авиакомпании, вроде бельгийской «Сабены», сначала превратились в нищих авиаперевозчиков с ужасным обслуживанием, а потом и вовсе прекратили своё существование. Более-менее напоминают о прежнем общем уровне компании типа «Катарских авиалиний» или «Арабских Эмиратов».


Нынче я спокойно и привычно плачу деньги за кофе или сандвич, когда лечу какой-нибудь европейской компанией внутри Евросоюза. Многие пошли на такое. Выпить виски или джин-тоник на борту тоже удаётся в самолётах не каждого авиаперевозчика. Но всё же на международных рейсах бутылочку вина или пива ещё предлагают. Хотя, конечно, о прежнем сервисе можно только вздыхать.


Но «Эйр Балтик» всех перещеголяла! Напоминаю, я летел из Симферополя, то есть из Украины, в Калининград транзитом через Ригу. Симферополь – Рига – рейс международный, лететь два с половиной часа. Так случилось, что я не взял в дорогу кредитные карты. У меня были рубли и гривны, потому что летел я, по сути, в Россию. На борту – пожилые люди из Литвы, с литами, но не евро, долларами и латами. В самолёте были дети, родители которых явно не могли себе позволить купить им бутерброд за семь евро… Без еды два с половиной часа может вытерпеть кто угодно, зато без воды – довольно сложно, а кому-то вода необходима. Два с половиной часа у человека должна быть возможность потреблять воду в любом количестве, независимо от того, есть у него деньги или нет, потому что в самолёте альтернативным образом получить воды, кроме как попросить у экипажа, невозможно. Маленькая бутылочка воды на борту «Эйр Балтик» стоит 2 евро 25 центов. Но ведь я очень недёшево заплатил за билет, и потом, у меня имелись при себе деньги, которые, почему-то, по мнению авиакомпании, деньгами не являются (к стюардам и стюардессам у меня претензий нет, они действовали по инструкции).


Через час полёта я в очередной раз попросил воды, в которой мне первоначально было отказано, и заметил, что денег у меня как не было, так и нет. Тогда мне принесли ровно половину двухсотграммового пластикового стаканчика и любезно предложили оставить посуду себе, видимо, намекая на то, что в любой момент, при желании, я могу набрать воды в туалете… Я много летаю, но такого нет нигде.


Перед вылетом я добирался из Севастополя в Симферополь, полтора часа провёл в аэропорту, два с половиной часа летел, и мне нужно было ещё два часа провести в Риге. Разумеется, я проголодался. Из транзитной зоны нас, конечно, не выпускали. В потоке транзитных пассажиров я встретил знакомого, который летел из Турции в Калининград. Я сразу попросил у него в долг немного денег, чтобы перекусить. Он дал мне $50. Но тех, кто летел транзитом в Калининград и Питер, посадили в отдельный автобус и, минуя основное здание аэропорта и большую транзитную зону, отвезли в крошечный зальчик, из которого в общее здание пройти нельзя. В этом зальчике находился маленький киоск или прилавок, за которым стояла милая латышская барышня, и у неё можно было купить журналы на латышском и английском языках, пиво, колу, шоколадку, и ещё она могла из небольшого, плохонького кофейного аппарата выдавить кофе. Вот и всё, что там было. Я хотел хотя бы выпить кофе, но отказался от этой идеи, поскольку дать сдачу она могла только латами. Я просидел два часа, попил из-под крана воды в туалете, ещё час летел в Калининград, ну а поел уже дома.


Если есть возможность не летать этой авиакомпанией – используйте эту возможность. Я не знаю более недружелюбной, бесчеловечной и по сути своей провинциальной авиакомпании с большими претензиями на некий европейский уровень. Особенно не рекомендую пользоваться «Эйр Балтик» в качестве транзитной компании, и если вы гражданин страны, паспорта и деньги которой, по мнению «Эйр Балтик», не очень хороши. Умирать будете – стакан воды не подадут (улыбка).


У нас самолёты компании «ЮТэйр» или «Трансаэро», может, не так красиво покрашены, но тоже Боинги. Кормят и обслуживают не хуже, а часто намного лучше, чем на пресловутых европейских авиапредприятиях. И в этой сфере нам не стоит комплексовать и ощущать безусловное превосходство заграницы, особенно в лице новых европейцев. Кое-в-чём они явно перебарщивают… А вот украинские «Эйр Свит» и «Виндроуз» мне очень нравятся.

  99  
×
×