306  

Впрочем, роковой день может пройти незаметно, и я даже не буду знать, что он наступил и ушел, пока не доставят какую-нибудь старую газету, вышедшую позднее. Конечно, мне остается только надеяться на то, чтобы все случилось именно так. Но за прошедшие годы я весь пропитался духом Великой ереси. Я понял — вся мудрость скрыта в тех приглушенных словах диалога, что, вероятно, первыми достигли моего эмбрионального слуха, прежде чем и я был рожден в смерть.

«Откровенно говоря, моя дорогая, мне на это просто наплевать» {387} .


Он оказался прав насчет мемуаров. Они начались сразу же — на следующий день, когда он задремал, напыхавшись своей трубочкой. Я машинально чертил что-то на форзаце книги (это была антология С. Дж. Перельмана, читаная-перечитаная) и вдруг обнаружил, что написал предложение.

«Впервые я увидел фильм Макса Касла в душном подвале в западном Лос-Анджелесе…»

Душном? Или грязном? Или замызганном? Или все вместе?

Какая разница? Начало не хуже любого другого. Я принялся искать бумагу, нашел несколько листочков и засел за них. Когда он вернулся из своей страны небыляндии, я описывал мою первую встречу с Клер. Теперь я жалел, что впустую растратил столько бумаги. Я начал соскребать краску с газет и оставлять их на солнце — пусть выбеливаются. Если я снижу темп и ограничусь пятью страничками в неделю, то, может быть, мне удастся растянуть это удовольствие на следующие лет десять. А что потом? Может быть, я рассую листочки по бутылкам и пущу их в море.

Если повезет, ветер отнесет их на юг. Вот будет развлечение для пингвинов.

Фильмография Макса Касла

На студии «УФА» в Германии

В качестве художника

1919, «Кабинет доктора Калитари» (ассистент)

1920, «Голем» {388} (ассистент)


В качестве режиссера

1919, «Другая сторона» (производство прекращено)

1920, «Дремлющее око»

«Маска красной смерти» (утрачено)

1921, «Призрак музея восковых фигур» (утрачено)

«Каинова печать» (утрачено)

1922, «Вурдалак из Лаймхауса»

«Дама мечей»

«Лилит-искусительница» (совместно с Фрицем Лангом)

1923, «Войцек» (совместно с Албаном Бергом, производство прекращено)

«Симон волхв» (изъято, утрачено)

1924, «Руки Орлака» {389} (не заявлен в титрах; в сотрудничестве с Робертом Вине)

1925, «Иуда в каждом из нас» (изъят, обнаружен в незаконченном виде в 1960 году)

В Соединенных Штатах

1927, «Мученик» (вышел на экраны в купированном студией «МГМ» виде, изъят из проката и уничтожен)

1931, «Удар Потрошителя» («Парамаунт»)

1932, «Возвращение Потрошителя» («Парамаунт»)

1933, «Руки душителя» («Монограм», под именем Морис Рош)

«След душителя» («Монограм», под именем Морис Рош)

1934, «Остров страха» («Парамаунт», частично уничтожен)

«Женщина теней» («Парамаунт», под именем М. М. Вальдемар, частично уничтожен)

«Доктор зомби» («Юниверсал», с Эдгаром Ульмером, под именем Морис Рош)

1935, «Из человека в монстра» («Юниверсал»)

«Месть вурдалака» («Юниверсал»)

1936, «Кровавая месть» («Рипаблик», под именем Маркус И. Каин, утрачен)

«Удар в спину» («Рипаблик», повторный выпуск в 1937 году под именем Морис Рош и под названием «Призрак из квартала убийц»)

1937, «Месть зомби» («Юниверсал», под именем Морис Рош)

«Час палача» («Монограм»)

1938, «Забитый насмерть» («Престиж Интернэшнл», под именем М. М. Вальдемар)

«Граф Лазарь» («Юниверсал»)

«Любовница вуду» («Эллайд Игл», под именем Марк Каин, утрачен)

«Пир неумерших» («Юниверсал»)

1939, «Тени над Синг-Сингом» («Монограм»)

«Дом крови» («Юниверсал»)

1940, «Поцелуй вампира» («Юниверсал»)

1941, «Агент Оси» («Монограм»)

Не отраженное в титрах сотрудничество в качестве режиссера, советника, сценариста

1927, «Кот и канарейка» («Юниверсал», с Паулем Лени)

1930, «Вампир Носферату» («Фокс», американский римейк оригинала Ф. В. Мурнау)

1931, «Клыки Фу-Маньчжу» («Юниверсал», с Фордом Бибе, сериал)

1932, «Белый зомби» («Юнайтид Артистс», с Виктором Гальпериным)

«Мумия» («Юниверсал», с Карлом Фройндом)

1934, «Черный кот», («Юниверсал», с Эдгаром Ульмером)

«Убийство путешествует автостопом» («Уорнерс», с Уильямом Кейли)


  306  
×
×