42  

Кто не знает сцен из голливудских вестернов, фильмов—экшн (Action) и фильмов на военные темы, когда врага поражает меткий бросок ножом? В реальной жизни все выглядит значительно прозаичнее. Чтобы поразить ножом неподвижную цель на расстоянии, необходима длительная и интенсивная тренировка. Решающую роль при этом играют вращение клинка и расстояние до цели, но попадание, несмотря на это, не гарантировано. Автор настоящей книги присутствовал на показательных выступлениях признанных специалистов по метанию ножей и обратил внимание, что даже таким высококлассным специалистам далеко не всегда удавалось попасть в цель. Во время тактических боевых действий в такой ситуации, когда противник должен быть поражен броском ножа на лишь приблизительно оцененном расстоянии, успех более чем сомнителен. Если же противник движется или имеет на себе защитный жилет, то шансов в этом случае становится еще меньше. Если бросок не удался, то совершивший его будет обнаружен, более того, теперь его же нож может быть обращен против него самого. Рекс Эпплгейт однажды сказал автору этой книги, что метанием ножей надо заниматься на цирковом манеже, а не на поле боя. Тем не менее рынок предлагает ряд ножей и топоров для метания, которые по своей конструкции могли бы быть использованы в тактических боевых действиях. Хорошим примером в этом отношении является модель «Випер I» (Viper) мастера Харальда Мёллера — этот нож можно использовать не только для метания, но и в качестве тактического боевого ножа.


Рукоятка: дизайн, конфигурация и материалы

Правильное ношение и применение ножа предполагает наличие такой рукоятки, которая оптимально подходит к строению ладони. Хороший образец разработки рукоятки с учетом тактических и анатомических моментов — боевой нож Эпплгейта и Фэрбэрна. Как однажды сказал Эпплгейт, солдат, которому предложат с закрытыми глазами взять за рукоятку большое количество ножей, всегда выберет, исходя из удобства, боевой нож «A—F». Эпплгейт был, несомненно, прав, но эти слова он сказал несколько десятилетий назад. Рукоятка ножа «A—F» и сегодня считается одной из самых лучших, но другие мастера и фирмы уже в течение многих лет разрабатывают рукоятки своих ножей, исходя из тех же соображений. Во время создания той или иной формы рукоятки руководствуются многими идеями, но главным критерием остается все же защита руки от клинка. Нож станет бесполезной вещью, если владелец во время его применения будет думать о том, как бы не поранить пальцы. Поэтому постоянно должна быть уверенность в том, что рукоятка, независимо от хвата и тактического маневра, всегда должна твердо лежать в руке. Это условие относится как к складным ножам, так и к ножам со статичным клинком.

Наряду с защитой руки большую роль играют также наклонный упор для большого пальца и поперечное рифление в области большого и указательного пальцев — элементы, которые в значительной степени предотвращают скольжение рукоятки в руке и тем самым повышают ее надежность. Одним из первых мастеров, кто включил данные элементы в конструкцию своих ножей, был Боб Терзула.

Значительные улучшения и новшества коснулись не только формы, но и материала рукоятки. У современных тактических боевых ножей, рассчитанных на активное использование в грубой работе, вряд ли можно обнаружить рукоятки, выполненные из натуральных материалов, таких, как дерево, рог или кожа, поскольку они не очень устойчивы к атмосферным влияниям. Большой популярностью пользуются искусственные материалы, отличающиеся прочностью и выдерживающие большие нагрузки — решающее преимущество для боевого ножа, рукоятка которого может быть использована для ударов, взлома дверей или окон, а также для других подобных работ, хотя она для этого не предназначена. Преобладающие цвета рукояток — черный или оливковый. Среди металлов, использующихся для изготовления рукояток тактических боевых ножей (главным образом складных), прочное место занимают титан, алюминий или сталь. Так как на рынке представлено большое количество тактических боевых ножей, становится все труднее выдерживать конкуренцию, поэтому многие фирмы пытаются путем умелого маркетинга и различных уловок находить все новые и новые материалы. Такие материалы лишь в незначительной степени превосходят или вообще не превосходят уже зарекомендовавшие себя материалы, однако привлекают к себе тем, что своим новым названием указывают на другой, якобы более современный и лучший материал.

  42  
×
×