115  

Он так и застыл с накидкой, развернутой в его руках, точно собрался торговать ею на воскресной толкучке, на ипподроме...

– Я что, ваша содержанка?! – кричала она.

– Нет, к сожалению... – ответил он кротко, с застывшей улыбкой глядя опять на ее, полуоскаленные в крике, белейшие зубы. И этот его беспомощный тон вдруг сбил ее со скандальной ноты, она сразу увидела себя со стороны – бешеную, неуправляемую. Это была мать, мать – во всем ее великолепии... И она сникла, сдалась...

– Еще не хватает, – бормотала, – чтобы...

– ...не хватает... – тихо сказал он. Аккуратно сложил накидку и упрямо сунул в ее холщовый мешок на стуле. Она повсюду ходила с этой неряшливой, свисающей до бедра сумой.

– Да, кстати, – добавил при этом... – Вот, мешок... вполне неплохая идея. Это стильно. Но он должен быть другим...

29

Между тем начиналось время, предсказанное когда-то пьяненьким дядей Мишей. Империя не то чтобы качнулась или стала осыпаться, но несколько утратила чувствительность своих щупалец... Они стали разжиматься, пока еще не выпуская колонии, но заметно ослабив хватку...

В Ташкенте стали появляться иностранцы. Не те уроженцы гордой Африки и дружественных ближневосточных, пока еще покорных западу, окраин, которыми были полны некоторые высшие учебные заведения, вроде Ирригационного института, а залетевшие в Ташкент за какой-то своей надобностью представители торговых фирм, дипломаты, журналисты либеральных западных изданий, странствующие слависты, в своем безалаберном любопытстве рискнувшие из Москвы или Питера заглянуть в глухие азиатские края.

...Художники стали продавать картины. За сущие копейки, конечно, но мысль о том, что твоя работа уплывет за кордон и там, когда-нибудь, возможно... Картины помогали переправить на запад дипломатической почтой люди осведомленные в подобных делах... Собственно, Лёня и был одним из таких людей; то обстоятельство, что его дядя, майор советской армии, когда-то, в конце сороковых, уехал в Израиль, а в конце шестидесятых, женившись на американке, перебрался в Чикаго, связывало Леню с Западом множеством не всегда им афишируемых разнообразных нитей.

Однажды он позвонил на проходную Дворца текстильщиков, вызвал Веру из мастерской прямо во время занятий и объявил, что сегодня приведет одного знакомого, немецкого искусствоведа, журналиста и знатока живописи, сотрудника известной Кельнской галереи, с которым год назад познакомился в Питере и «напел о кое-каком местном художественном сброде»... И сейчас тот приехал – возникла идея соорудить выставку концептуально азиатскую... Это сейчас модно. Ну, неважно, словом, они появятся часиков в семь.

– Нет, это поздно! – сказала Вера. – Кто смотрит картины при электрическом освещении, что это за знаток такой? В семь не приводите. В пять – крайнее время. И потом, что – этот немец, как с ним общаться? Он английский понимает?

– Он понимает русский, – вздохнув, проговорил Лёня. – И в данный момент стоит рядом со мной. Не беспокойтесь, я предупредил его, что вы картин не продаете, дурно воспитаны и от вас можно ожидать чего угодно...

Немец, Дитер, оказался в высшей степени обаятельным существом – огромного роста, выше и Веры, и даже Лёни... Так они и стояли, трое высоких людей, – улыбались друг другу... Вера в этот период стриглась коротко, почти «под нуль», и выглядела между ними внезапно вытянувшимся мальчиком-переростком...

Дитер схватил коржик из стеклянной вазочки на подоконнике и грыз его, пока Лёня вытаскивал из кладовки картины и выстраивал их вдоль стен...

При виде картин он сначала умолк, потом быстро спросил:

– Я могу делать фото?

И, сунув коржик в нагрудный карман куртки, достал из другого кармана – их у него оказалось множество, – какой-то чудной, совсем маленький фотоаппарат, похожий на чехол от очков, стал бегать вокруг картин, приседать, примериваясь, и нацеливать на них глазок камеры.

– Да вы сначала так посмотрите! – сказала Вера. – Что за манеры у знатоков!

– О, не беспокойтесь! – отозвался он живо...

Иногда выпрямлялся, возвращался к какой-нибудь одной, отодвигал от нее те, что стояли рядом, обособлял и, присев на корточки, трогал пальцами поверхность холста, вынюхивал живописный слой, водя тонким породистым носом сверху вниз...

– Вы работаете мастихином? – спросил отрывисто. Вера улыбнулась, сказала:

– ...и мастихином, и пальцами, и носом, и кулаком, и пяткой...

  115  
×
×