– Я решил усыновить Титуса.
– Юридически усыновить, а это возможно?
– Да.
– На самом деле я не знал, возможно или нет. – Я позабочусь о его карьере. И завещаю ему мои деньги.
– Не так-то это легко.
– Что именно?
– Чтобы создать отношения, мало этого захотеть и остановить на ком-то свой выбор.
Я чуть не возразил: «Тебе-то это, наверно, нелегко». А потом словно услышал голос Титуса, когда он спросил: «Ваш кузен где живет?» И вспомнил, что мне рассказал Тоби Элсмир про того шерпу, к которому Джеймс так привязался, он еще потом погиб в горах, и на минуту у меня возникло желание расспросить его об этой «привязанности». Однако это было бы бестактно и опасно. Я всегда помнил, что Джеймс способен сделать мне очень больно. Как странно, ведь даже сейчас я не мог с ним общаться без страха! Cousinage, dangereux voisinage. И в то же время он вызывал во мне досаду, с ним я чувствовал себя увальнем и невеждой, и хотелось сбить с него это сонное спокойствие. Рассказать ему про Бена или не надо? Если я расскажу, не отсрочит ли это его отъезд? А рассказать очень хотелось. Страх берет, как подумаешь, что каждый поступок, пусть самый незначительный, имеет свои последствия и может оказаться точкой, от которой дороги расходятся в противоположные стороны.
А Джеймс развивал свою мысль:
– Настоящие отношения по большей части складываются сами собой.
– Как в семье? Вроде как ты говорил про Титуса?
– Да. А иногда кажется, что они предопределены. Буддист сказал бы, что вы знали друг друга в предшествующей жизни.
– Ты считаешь себя суеверным? Только не отвечай, ради Бога, что это смотря по тому, что считать суеверием.
– Тогда я не могу ответить.
– Ты веришь в перевоплощение? Веришь, что, если человек жил плохо, он родится вновь в виде… хомяка, например, или мокрицы?
– Это все символы. Истина скрыта глубже.
– Жуткая, по-моему, доктрина.
– Чужие религии часто кажутся жуткими. Подумай, каким жутким должно казаться со стороны христианство.
– Оно мне таким и кажется, – сказал я, хотя до тех пор никогда об этом не задумывался. – А буддисты верят в загробную жизнь?
– Смотря по тому…
– Ладно, не стоит.
– Некоторые тибетцы верят… – сказал Джеймс и тут же поправился, он теперь всегда говорил об этой стране в прошедшем времени, словно об исчезнувшей цивилизации: – верили, что души умерших в ожидании нового рождения пребывают в некоем месте вроде Гомерова Аида. Они называли его «бардо». Место, прямо скажем, мало уютное. Там полно всевозможных демонов.
– Стало быть, это место наказания?
– Да, но наказания чисто автоматического. Мудрецы считают этих демонов субъективными видениями, которые зависят от того, как умерший прожил свою жизнь.
– «Какие СНЫ в том смертном сне приснятся…»
– Да.
– Ну, а как же Бог, или боги? К ним душа не может обратиться?
– Боги? Боги сами всего лишь сны. Они тоже суть субъективные видения.
– Что ж, тогда можно хотя бы надеяться на какие-то счастливые иллюзии в будущей жизни!
– Возможно, но едва ли, – произнес Джеймс рассудительно, словно прикидывая, поспеет ли он на поезд. – Очень уж редки люди, у которых нет своих… спутников-демонов.
– А в «бардо» отправляются все?
– Не знаю. Говорят, в момент смерти у человека есть шанс.
– Шанс?
– Шанс освободиться. В момент смерти человеку дано увидеть всю реальность в целом, это подобно мгновенной вспышке света. Для большинства из нас это и есть… как бы сказать… всего лишь яркая вспышка, как от атомной бомбы, нечто пугающее, слепящее, непостижимое. Но если ты в силах постичь и удержать ее, тогда ты свободен.
– Выходит, есть смысл знать, что умираешь. Ты говоришь – свободен. От чего свободен?
– Просто свободен – нирвана – освобождение от Колеса.
– От колеса перевоплощения?
– Ну да, от привязанностей, страстей, желаний, всего, что приковывает нас к нереальному миру.
– Привязанностей? Значит, даже любви?
– Того, что мы называем любовью.
– И тогда мы существуем где-то еще?
– Это все символы, – сказал Джеймс. – Некоторые утверждают, что нирвана возможна только здесь и сейчас. Символы для объяснения символов, картины для объяснения картин.
– А истина скрыта глубже!
Тут мы опять умолкли. Веки у Джеймса опустились, но глаза из-под них еще поблескивали. Я спросил шутливо:
– Ты что, предаешься размышлениям?
– Нет, если б я правда предавался размышлениям, то был бы невидим. Мы видим друг друга, потому что каждый из нас – центр беспокойной умственной деятельности. Размышляющий мудрец – фигура незримая.