28  
  • За круглым столиком не раз
  • Зимой, когда бушует вьюга,
  • О днях поэзии у нас
  • Я вспоминал в часы досуга.
  • Читал здесь чуткий Ковалев
  • «Молчанье гроз» родных просторов,
  • Басил Василий Журавлев,
  • Чье сердце самое простое.
  • Поэзии менялся род,
  • И память мне рисует ярко,
  • Как сыпал стрелами острот
  • В речах неугомонный Марков.
  • Стихи, как пламя и узор,
  • Под легким, может быть, наркозом
  • Достойный славы и призов
  • Читал нам элегантный Кобзев.
  • Здесь посетил наш уголок
  • Волшебник — Федоров Василий.
  • Он книгой о любви увлек
  • Невест и женщин всей России.
  • Законов не было сухих,
  • Но гости стульев не ломали.
  • Читала бурные стихи
  • С кудрями золотыми Майя.
  • Друзей не перечислишь всех
  • И трудно рассказать толково,
  • Как вызывали шумный смех
  • Сатиры мудрого Глазкова.
  • Я знаю — соберемся снова
  • За круглым праздничным столом,
  • И будет дружеское слово
  • Чередоваться со стихом.

Иногда люди попадали в наш дом самым невероятным образом. К примеру, однажды к нам неожиданно пришел музыкант Анатолий Полетаев — руководитель оркестра «Баян», заслуженный артист РСФСР. Он услышал в Москве об отце от Кобзева, после чего решил лично познакомиться с тамбовским художником и поэтом, побывав в нашем городе на гастролях.

Как-то раз Милосердов в разговоре сказал, между прочим, что Семен Кирсанов сочинил стихотворение «Лесной перевертень» в форме палиндрома, строки которого одинаково читаются слева направо и справа налево: «Это невероятно трудно. Так некогда писал и Велимир Хлебников». Отец очень заинтересовался палиндромом и уже на следующий день представил на суд своих друзей придуманные им обратимые строки: «Кумир беда — дебри мук», «Весна — реверанс Ев» и некоторые другие. Вскоре от сочинения отдельных строк Николай Иванович перешел к написанию стихов, а немного позднее — к поэмам. Они всегда вызывали высокую оценку гостей нашего дома — поэтов.

Особый восторг палиндромы вызывали у Двинянинова. Он поддерживал и поощрял своим неподдельным интересом творчество отца. Если по какой-то причине ему долго не удавалось видеться с папой, он обязательно звонил по телефону и спрашивал, не написаны ли новые стихи. «Я, — говорил Двинянинов, — хочу прочистить свои мозги вашими палиндромами». Его фраза «палиндром — космодром поэзии» скоро стала крылатой.

Двинянинов писал:

  • Король и гений палиндрома
  • Не только есмь палиндромист:
  • Он в Эльдорадо[11] или дома,
  • То пейзажист, то портретист!
  • Он, мусагет, кистей оратор,
  • Мир поразит еще не раз,
  • И Полигимния с Эрато
  • С него не сводят глаз.

Отец в свою очередь написал стихотворение-тавтограмму, в котором запечатлел выразительный образ Двинянинова:

  • Двинянинов — дока. Не Драйзер,
  • Не Данте дремучих дриад,
  • Девиц деликатных не дразнит,
  • И в дебрях дельцов — дилетант.
  • Доклады доводит как доктор.
  • Дородный, добротный как дуб.
  • Доцент и действительно — дока.
  • Не демон, но действенный дух,
  • Где дар Демосфена в дебатах —
  • Не драка с державным двором.
  • Друзей в дальнобойные даты
  • Двинянинов двигал добром.
  • Двусмысленна днесь добродетель,
  • Досадны дела дикарей.
  • Добры донкихоты да дети,
  • Двинянинов дважды добрей.

Однако не все приветствовали и одобряли палиндромы отца. Так, например, однажды Николай Иванович был в гостях у своих знакомых, где собрались любители и знатоки поэзии. Он, как всегда, по просьбе публики прочитал свои новые стихи, и тогда почти все присутствующие сказали: «Не понятно». Одна дама спросила: «Что значит слово «буревая» и как понять фразу: «И март улетел утрами»?» И только один человек по имени Владимир Иванович заступился за палиндром, сказав: «Это поэзия XXI века».


  28  
×
×