202  

Тут замечу, что и я, рассказывая о Центральноазиатской экспедиции, опирался прежде всего на воспоминания ее участников - то есть самих Рерихов и врача Константина Рябинина. Однако господин Росов, разумеется, обладает куда большим объемом материала, чем я, а потому его информация заслуживает куда большего доверия. И что же мы видим в очерке Росова? Вот только несколько цитат.

"…Назревала необходимость реформирования буддизма в Азии, и Н. К. Рерих намеревался учредить "Орден Будды Всепобеждающего", договориться с Далай-ламой о самостоятельной параллельной ветви западных буддистов. Это был завершающий шаг, перед тем как приступить к грандиозному строительству в пустынной гобийской Азии. Создание независимого государства, названного условно "Новая Страна", - таков Великий, или Мировой, План Рерихов, задуманный для того, чтобы перекроить карту Восточной Сибири и Дальнего Востока…"

"…Вполне очевидно, что Н. К. Рерих отводил себе роль мирового лидера. Да и все ближайшие сотрудники так и называли его - "наш Великий Вождь"…"

"…Подготовка почвы для лидерства началась активно в самом конце 20-х годов, особенно после того, как буддийская миссия в Лхасу оказалась неудавшейся. Рерих объективно завоевывал симпатии людей, бросив в массы девиз "Мир через культуру" и выдвинув идею Пакта и Знамени Мира о защите культурных ценностей. В 1931 году в Брюгге прошла Международная конференция, которая сделала Пакт Рериха достоянием широкой общественности и политиков. Королевские дворы Бельгии, Дании, Югославии, Норвегии ответили Рериху посланиями, и некоторые даже наградили его своими национальными орденами. "Мировое значение Н. К. достигло наивысших границ, - сообщала 3. Г. Фосдик на Дальний Восток В. К. Рериху, - он возведен повсюду как вождь мировой культуры"…"

"…И все-таки, кто этот Вождь, кого "напутствуют" Учителя?.. Несомненно, этот Вождь - сам Рерих. Завершая первый этап экспедиции в Северную Маньчжурию, в Баргу и Хинганские горы, он находился на вершине славы и почитания. 29 сентября 1934 года нью-йоркский Музей Рериха извещал свой филиал в Париже:

"Так триумфально и торжественно шествует великий Мировой План нашего вождя"…"

Меня с детства учили скромности, а в юности еще и вбили отвращение к любым формам тоталитарного мышления, и теперь если я вижу, что человек, не моргнув глазом, принимает в свой адрес столь цветистые эпитеты, как "Великий Вождь", "вождь мировой культуры", то я подозреваю, что речь идет о *"сатрапе, стремящемся единолично решать судьбы мира".*

Я ничего не имею против Николая Рериха как художника. Однако с тем же успехом я ничего не имею против художника Адольфа Шикльгрубера, работавшего под псевдонимом Гитлер. Принадлежность к миру искусства еще ничего не говорит о человеке. О человеке говорят его идеи и его дела. Николай Рерих сделал многое, и *среди его дел есть попытка взорвать Среднюю Азию изнутри, бросить ее в горнило многолетней войны во имя сумасбродного плана по созданию иллюзорного государства.* К счастью и для народов Средней Азии, и для самих Рерихов, этот план не был реализован - иначе сегодня имя Николая Константиновича вызывало бы негативные эмоции, и мы забывали бы о всех прочих делах и идеях, потому что за большой кровью не видно сияния даже самого выдающегося таланта.

Последователи Рериха (и конкретно редактор "Ариаварты" Росов) могли обидеться на то, что я сравниваю Николая Константиновича с нацистскими геополитиками типа Карла Хаусхофера. Обижу их еще больше. После статьи Росова (основанной, как мы помним, на документальных материалах) я могу утверждать, что *Николай Рерих был деятелем уровня барона Унгерна, погрузившего Внешнюю Монголию в кровавый кошмар.* Рериху повезло больше, чем эстляндскому барону, и потому он избежал суда истории, но, как я уже говорил, о человеке судят не только по совершенным делам, но и по проповедуемым идеям…

Развивая тему исторических параллелей, можно вспомнить, что вожди Третьего рейха также проявляли вполне конкретный интерес к Тибету; в Гималаи снаряжались экспедиции СС, задачи которых не ограничивались исключительно поисками легендарной Шамбалы, но имели и военно-политический характер.

Третий рейх в Тибете

Еще в 1926 году в Берлине и Мюнхене появились колонии тибетцев и было учреждено некое Тибетское общество.

Геополитик-оккультист Карл Хаусхофер частенько наносил туда визиты, и именно по его инициативе было организовано несколько крупномасштабных экспедиций в Гималаи.

  202  
×
×