49  

Однако Гитлер не собирался строить свое государство по образцу одной из прошлых империй – в конце концов они уже не отвечали ни духу времени, ни представлениям фюрера о том, какой должна быть процветающая национальная держава. Нацисты совершили революцию и собирались преобразовывать всё и всех – сверху донизу. При этом инфернальное здание Третьего тысячелетнего рейха покоилось на сумбурных представлениях самого Гитлера и его «апостолов» о том, как устроен этот мир и какие пути являются оптимальными в построении державы будущего, которая должна господствовать над миром. Эти представления можно свести к трем мифам (трем китам, трем источникам и составляющим) национал-социализма: к мифу расы, мифу почвы и мифу «жизненного пространства». У каждого из лидеров Третьего рейха был свой взгляд на эти мифы, и мы не знаем, какой из взглядов возобладал бы в конечном итоге. Однако даже в сумбуре прослеживается некая система. Ее мы и попытается вычленить из словесной шелухи, чтобы понять, где проходит грань между разумом и безумием, между позитивизмом и эзотерикой, между наукой и оккультизмом, и существовала ли вообще эта грань в Третьем рейхе.

Миф расы

Главным мифом идеологии нацистов был миф о расе и расовом превосходстве. Подтверждая этот тезис, «аграрный папа» и один из «апостолов» фюрера Вальтер Дарре писал, что «если мировоззрение национал-социализма свести к его ядру, то таковым окажется расизм; можно сказать, что признание факта наследования человеческих свойств составляет суть национал-социализма».

В мировоззрение Гитлера расизм проник еще в период юности, остальные «апостолы» охотно разделяли его, приняв в той или иной форме. В течение всей истории НСДАП и Третьего рейха миф расы дорабатывался, обрастал дополнительными сущностями и подробностями, но по-прежнему оставался одним из основных теоретических обоснований внешней и внутренней политики гитлеровского режима.

Немецкий национал-социалистический миф расы базировался на доктринах теософии Елены Блаватской и ариасофии Гвидо фон Листа, из которых следовало, что история человечества искажена поздними толкователями – на самом деле она гораздо более древняя и сводится к истории возвышения и падения могущественных рас прошлого. Разумеется, гитлеровская пропаганда не оперировала такими понятиями как «атланты» или «атлантическая традиция», – на уровне официоза это выглядело бы смешным, а немцы, как все приличные люди, любили посмеяться над бреднями современных эзотериков. Но в то же время общие черты конспирологического взгляда на историю были перенесены в идеологию почти без изменений и имеют вполне очевидные для постороннего наблюдателя оккультные корни.

Для начала обсудим расовый миф Адольфа Гитлера.

Гитлер, как он это делал по обыкновению, создал свой расизм на основе чтения всевозможной литературы и участия в беседах, содержание которых он удерживал в памяти и всякий раз ловко приспосабливал к новым обстоятельствам. Расовую концепцию Гитлера определили тексты Артура де Гобино, Чарльза Дарвина, Хьюстона Стюарта Чемберлена и авторов популярной литературы. Установить все источники трудно: в отличие от Геббельса, скрупулезно фиксировавшего книги, которые он прочел, Гитлер этого не делал и редко ссылался на авторов – скорее всего, из желания выдать ту или иную концепцию за свою собственную.

В пропаганде мифа расы Гитлер был особенно последователен еще и потому, что, представляя ясный образ врага, расизм идеально подходил для политической мобилизации и был поводом для стимуляции общественной активности, в чем нацисты чрезвычайно преуспели.

Помимо этого, акцентирование нацистов на расизме имело собственную внутреннюю логику. Дело в том, что существует очевидное родство нацистской расовой идеологии с тогдашним состоянием естествознания, особенно биологии и психологии, не исключавшими расизм как таковой, но часто привлекавшими его для объяснения особенностей исторического развития отдельных народов. Гитлер, с его развитым политическим чутьем, прекрасно это понимал и использовал для формирования и утверждения расового мифа. Этот процесс, естественно, происходил не на пустом месте: расизм еще в XIX веке стал прочной составной частью европейской политической культуры, развив заложенный еще в эллинизме принцип разделения общества на элиту и плебс.

Так, теорию об исконном неравенстве людей использовал для оправдания различного социального положения людей еще древнегреческий философ Платон. В качестве ступеней перехода от проторасизма к современному расизму можно назвать следующие. Первая ступень? эпохальный 1492 год (завершение Реконкисты, изгнание евреев из Испании и Португалии и открытие Америки). Вторая ступень? XVIII век с его трепетным отношением к античным идеалам красоты (образы, не соответствовавшие аполлоновским стандартам, считались уродливыми, а внешность человека стали связывать с его моральными достоинствами). Третья ступень? последняя четверть XIX века, когда появились эзотерические доктрины с расистским уклоном. Большую роль сыграла дарвиновская эволюционная теория и учение об естественном отборе: биологизм красной нитью проходит сквозь структуру мышления расистов.

  49  
×
×