22  

Отобранные собаки подвергались различным длительным испытаниям, и те животные, которые выдержали все экзамены на «хорошо» и «отлично», переводились в разряд кандидатов в космонавты.

Всего в виварии собрали 32 собаки. Здесь стояли квадратные клетки с деревянным полом – собаки быстро привыкали к ним и, возвращаясь с прогулки, прыгали в клетку столь же охотно, как и покидали ее. Кормили хвостатых космонавтов два раза в день. В пищу входили овощи, рыба, жир, мясо, молоко и другие продукты. Собак, которых готовили для полетов на ракете и находящихся на особом режиме, переводили на особое меню: колбаса, бульон, консервы, сладкое и витамины.

На протяжении недель собирались и анализировались данные о поведении каждого животного в виварии, на прогулке, во время еды, об их отношениях между собой, с окружающей обстановкой и людьми. Собранные сведения помогали правильно понимать реакции животных во время и после экспериментов. Более спокойных рекомендовалось использовать в длительных испытаниях.


Геофизическая ракета «Р-1Б» («В-1Б») на пусковой установке (© РКК «<Энергия»)


Первый полет ракеты с собаками состоялся 22 июля 1951 года. После совещания Яздовский с коллегами выбрали двух первых «космонавтов» – псов Дезика и Цыгана, демонстрировавших спокойствие и хорошую выносливость.

Следует отметить, что при запусках с животными использовались ракеты с двумя обозначениями: «В-1Б» и «В-1В». Они практически ничем не отличались друг от друга – только на «В-1В» вместо научно-исследовательской аппаратуры Физического института монтировалась парашютная система спасения корпуса ракеты. Дезику и Цыгану предстояло отправиться в космос на ракете «В-1В».

Запуск прошел успешно, ракета поднялась до высоты 101 км[73], а через пятнадцать минут отделяемая головная часть на парашюте совершила мягкую посадку неподалеку от места старта. Обе собаки спокойно перенесли полет – никаких сдвигов в их физиологическом состоянии специалисты не обнаружили. Только Цыган немного пострадал: при ударе во время приземления погнулся край лотка и слегка повредил ему кожу на брюхе. Поэтому во время второго запуска 29 июля, который должен был зафиксировать успех и ответить на вопрос, остаются ли в организме следовые реакции на стресс, вместо него с Дезиком отправили Лису.


Герметическая кабина с собаками


Второй полет собак закончился их гибелью – из-за сбоя барореле парашют не раскрылся, кабина от удара о землю разрушилась. Так Дезик из первого пса-космонавта превратился первого погибшего пса-космонавта. А его напарника было решено в полет больше не посылать, сохранив для «истории».

В новый экипаж назначили псов Мишку и Чижика. Их первый полет на ракете «В-1Б» состоялся 15 августа. Поскольку неисправность баро реле удалось быстро выявить и устранить, этот полет прошел успешно. В четвертый полет 19 августа на ракете «В-1В» отправились Смелый и Рыжик. У медиков накапливались многочисленные данные, на основе которых можно было составлять программу для тренировки и полета человека. Оставались два пуска из запланированных шести, а картина уже была ясна.

В пятый полет 28 августа на ракете «В-1Б» снова подготовили Мишку и Чижика. Повторное пребывание в герметической кабине не вызвало у них никаких отрицательных реакций. Из новинок для поддержания давления в кабине был установлен пружинный автоматический регулятор. Дело в том, что Сергей Королёв постоянно требовал усложнения экспериментов, введения в комплекс новых приборов. Механизм регулятора работал так: при повышении давления в кабине игла отжимается и открывает отверстие в стенке, избыток газовой смеси выходит в открытое космическое пространство, при нормализации давления игла перекрывает отверстие в стенке кабины. В лабораторных условиях регулятор работал идеально, но как он поведет себя в космосе?..

Старт и приземление прошли, как обычно, но, вскрыв люк, ученые обнаружили, что собаки мертвы. Анализ показал, что игла-регулятор давления не перекрыла отверстие в стенке кабины, произошла разгерметизация, и животные погибли от недостатка кислорода. Обратный ход иглы при вибрациях оказался недостаточно надежным. Информация эта, несмотря на гибель собак, оказалась очень ценной: конструкторы убедились, что на первом этапе придется отказаться от регулятора давления. При подготовке шестого полета вместо регулятора в стенке кабины просверлили отверстие, диаметр которого был точно рассчитан на стравливание газовой смеси при избыточном давлении.


  22  
×
×