89  

Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма – общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле.

Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!

До скорой встречи!»



Удостоверение космонавта («Новости космонавтики»)


Четвертого апреля Главком ВВС выдал полетные удостоверения всем трем космонавтам, поскольку все еще не было определено, кто же из них полетит первым. Николай Петрович Каманин в своем дневнике сделал такую запись: «Итак, кто же – Гагарин или Титов?.. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двоих-троих достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества».

Пятого апреля в Тюра-Там отправилась целая экспедиция. Космонавты летели на разных самолетах: на одном – Гагарин, Нелюбов и Попович, на втором – Титов, Николаев и Быковский.

Шестого апреля было составлено задание на одновитковый полет. В нем были указаны цели полета и действия космонавта при нормальном его ходе, а также в «особых» случаях. В этот же день Гагарин и Титов примерили скафандры и подогнали под себя подвесную парашютную систему.


Последняя примерка скафандра


Седьмого апреля на «площадке номер два» полигона Гагарин, Титов и Нелюбов провели занятия по ручному спуску с орбиты.

Восьмого апреля состоялось заседание Госкомиссии во главе с Рудневым. Обсудили и утвердили задание космонавту на полет, заслушали доклады о готовности средств поиска. Затем было принято решение: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180–230 км продолжительностью 1 час 30 мин с посадкой в заданном районе. Цель полета – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить в полете оборудование корабля и радиосвязь, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта».

После этого в зале остались только члены Госкомиссии и в узком составе заслушали предложение Каманина о назначении пилота корабля «Восток». Именно тогда Юрий Гагарин был утвержден первым пилотом, а Герман Титов – «запасным» (словосочетание «дублер космонавта» в те времена не использовалось). Затем обсудили возможность допуска на место посадки спортивных комиссаров для оформления полета в качестве мирового рекорда. Постановили: при составлении документов «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе». Говоря о возможности аварийного катапультирования космонавта на старте, решили, что до 40-й секунды полета команду на катапультирование подает Королев или Каманин…

Девятого апреля, в воскресенье, космонавты отдыхали. Примечательно, что в тот день с 51-й площадки Тюра-Тама была запущена межконтинентальная ракета «Р-9А». На 153-й секунде ее полета произошел отказ клапана, регулирующего подачу газа в турбонасосный агрегат двигательной установки второй ступени. Установка выключилась, и ракета упала в 375 км от старта. Эта авария стала впоследствии источником распространения слухов о якобы состоявшемся 9 апреля первом полете человека в космос. Согласно публикациям в западной печати, космический корабль «Россия», пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Сергеевичем Ильюшиным[196], совершил трехвитковый полет, однако при снижении отклонился от заданной траектории и разбился где-то в Китае. Пилот остался жив, но получил серьезные ранения. Хотя эта «байка» неоднократно опровергалась как несоответствующая действительности, она жива до сих пор.

Десятого апреля Каманин неофициально сообщил Юрию Гагарину и Герману Титову о назначении первого космонавта планеты. Титов, разумеется, расстроился, но свои чувства постарался не выказывать.


Сергей Павлович Королев выступает на встрече с космонавтами (Тюра-Там, 10 апреля 1961 года)


В тот же день в «нулевом квартале» (так назывался гостиничный комплекс для руководящего состава) в беседке на берегу Сыр-дарьи собрались члены Совета главных конструкторов, членов Госкомиссии и шестеро космонавтов. Первым на этой дружеской встрече выступил Королев, который сказал: «Не прошло и четырех лет с момента запуска первого спутника Земли, а мы уже готовы к первому полету человека в космос. Решено, что первым полетит Юрий Алексеевич Гагарин, за ним полетят другие – уже в этом году будет подготовлено около десяти кораблей «Восток». В будущем году мы будем иметь двух– или трехместный корабль «Север»»[197]. За ним слово взяли Руднев, Каманин, Карпов, Гагарин,


196

Ильюшин, Владимир Сергеевич (1927–2010) – генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР, сын знаменитого авиаконструктора С. В. Ильюшина, заместитель главного конструктора ОКБ Сухого. В западной литературе можно встретить утверждение, что первым космонавтом планеты был не Ю. А. Гагарин, а В. С. Ильюшин.

197

Проект космического корабля «Север» («7К») разрабатывался в ОКБ-1 с марта 1959 года. С его помощью предполагалось отработать такие вопросы, как маневрирование на орбите, сближение и стыковка, управляемый спуск возвращаемой капсулы. «Север» состоял из орбитального агрегатного отсека и спускаемого аппарата в виде «фары», который без труда вмещал трех космонавтов в скафандрах. Начать полеты «Севера» планировали с четвертого квартала 1962 года. И теоретически, добавив разгонный блок, его можно было отправить в облет Луны. Однако до летного образца «Север» так и не довели – индекс «7К» перешел к кораблям «Союз».

  89  
×
×