321  

Пока травля еще не набрала оборотов — а тучи сгущались все явственней,— Пастернаку со всех сторон советовали то отречься от европейских поклонников, как пришлось ему когда-то отмежевываться от Жида, то выступить с одой Сталину или хоть с заявлением о признании собственных ошибок… Агния Барто, встречаясь с Лидией Чуковской, призналась ей, что влюблена в стихи Пастернака и горячо жалеет, что он

«не напишет ничего по-настоящему советского! Ну, о комсомоле, например!— чтобы примириться! Ведь это ему совсем легко, ну просто ничего не стоит! И сразу его положение переменилось бы, сразу было бы исправлено все».

Да что Барто — Зинаида Николаевна осаждала его просьбами «сделать заявление» и убеждала ту же Чуковскую: «Пока Борис не сделает заявления, его дела не поправятся».

— Каким же заявлением можно опровергнуть чушь?— спросила Чуковская.— Чушь тем и сильна, что неопровержима. Ведь вот молчит же в ответ на все клеветы Ахматова — и молчит с достоинством.

— Ах, Боже мой, нашли с кем сравнивать! Борис — и Ахматова! Борис — человек современный, вполне советский, а она ведь нафталином пропахла.

Все лето Пастернак вынужден был переводить «Короля Лира», прервав работу над романом, доведенным уже до четвертой части. Однако уверенность в том, что книга будет закончена — и закончена триумфально,— не покидала его; не обращал он внимания и на новые нападки. Они его скорей удивляли: Сурков, давний недоброжелатель, еще в марте опубликовал в «Культуре и жизни» статью «О поэзии Пастернака», в которой корил его все за ту же «Сестру мою жизнь», теперь уже ровно тридцатилетней давности.

Была и еще одна причина, по которой он не желал принимать все происходящее всерьез. В феврале 1947 года была написана «Рождественская звезда», а человек, написавший такие стихи, может уже ни о чем не беспокоиться.

5

В двадцатом столетии русская поэзия была, без преувеличения, сильнейшей в мире, хотя и тут есть с кем соревноваться. Но когда «Звезда» появилась, ошеломлены были все: и те, кто боготворил Пастернака, давно разговаривал и думал цитатами из его лирики,— и те, кто не принимал его творчества вовсе. Пастернак не увидел этих стихов опубликованными на Родине: они были напечатаны лишь в зарубежных изданиях «Доктора Живаго», причем в переводе раньше, чем по-русски. «Рождественская звезда» ходила в списках.

Стихотворение задумано 6 января 1947 года, на именинах Евгении Казимировны — жены Бориса Ливанова. Там Пастернак, по собственному свидетельству, впервые услышал ритм будущего стихотворения, чередование коротких и длинных строк. Но первые отголоски «Рождественской звезды» можно различить в «Охранной грамоте», в описании индиговой, рождественской, елочной Венеции. Так завязываются в один узел Венеция, Возрождение, Рождество и Блок,— ведь Блок для Пастернака, как сказано в «Докторе Живаго», был явлением Рождества. Память о детских праздниках мальчиков и девочек, которым выпало жить во времена Ирода,— вот стержень стихотворения; но оно не только об этом, конечно.

  • Стояла зима.
  • Дул ветер из степи.
  • И холодно было младенцу в вертепе
  • На склоне холма.
  • Его согревало дыханье вола.
  • Домашние звери
  • Стояли в пещере,
  • Над яслями теплая дымка плыла.
  • Доху отряхнув от постельной трухи
  • И зернышек проса,
  • Смотрели с утеса
  • Спросонья в полночную даль пастухи.
  • Вдали было поле в снегу и погост,
  • Ограды, надгробья,
  • Оглобля в сугробе,
  • И небо над кладбищем, полное звезд.
  • А рядом, неведомая перед тем,
  • Застенчивей плошки
  • В оконце сторожки
  • Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
  • Она пламенела, как стог, в стороне
  • От неба и Бога,
  • Как отблеск поджога,
  • Как хутор в огне и пожар на гумне.
  • Она возвышалась горящей скирдой
  • Соломы и сена
  • Средь целой вселенной,
  • Встревоженной этою новой звездой.
  • Растущее зарево рдело над ней
  • И значило что-то,
  • И три звездочета
  • Спешили на зов небывалых огней.
  • За ними везли на верблюдах дары,
  • И ослики в сбруе, один малорослей
  • Другого, шажками спускались с горы.
  • И странным виденьем грядущей поры
  • Вставало вдали все пришедшее после.
  • Все мысли веков, все мечты, все миры,
  • Все будущее галереи и музеев,
  • Все шалости фей, все дела чародеев,
  • Все елки на свете, все сны детворы.
  • Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
  • Все великолепье цветной мишуры…
  • …Все злей и свирепей дул ветер из степи…
  • …Все яблоки, все золотые шары.
  • Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
  • Но часть было видно отлично отсюда
  • Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
  • Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
  • Могли хорошо разглядеть пастухи.
  • — Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,—
  • Сказали они, запахнув кожухи.
  • От шарканья по снегу сделалось жарко.
  • По яркой поляне листами слюды
  • Вели за хибарку босые следы.
  • На эти следы, как на пламя огарка,
  • Ворчали овчарки при свете звезды.
  • Морозная ночь походила на сказку,
  • И кто-то с навьюженной снежной гряды
  • Все время незримо входил в их ряды.
  • Собаки брели, озираясь с опаской,
  • И жались к подпаску, и ждали беды.
  • По той же дороге, чрез эту же местность
  • Шло несколько ангелов в гуще толпы.
  • Незримыми делала их бестелесность,
  • Но шаг оставлял отпечаток стопы.
  • У камня толпилась орава народу.
  • Светало. Означились кедров стволы.
  • — А кто вы такие?— спросила Мария.
  • — Мы племя пастушье и неба послы,
  • Пришли вознести вам обоим хвалы.
  • — Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
  • Средь серой, как пепел, предутренней мглы
  • Топтались погонщики и овцеводы,
  • Ругались со всадниками пешеходы,
  • У выдолбленной водопойной колоды
  • Ревели верблюды, лягались ослы.
  • Светало. Рассвет, как пылинки золы,
  • Последние звезды сметал с небосвода,
  • И только волхвов из несметного сброда
  • Впустила Мария в отверстье скалы.
  • Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
  • Как месяца луч в углубленье дупла.
  • Ему заменяли овчинную шубу
  • Ослиные губы и ноздри вола.
  • Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
  • Шептались, едва подбирая слова.
  • Вдруг кто-то в потемках, немного налево,
  • От яслей рукой отодвинул волхва,
  • И тот оглянулся: с порога на деву,
  • Как гостья, смотрела звезда Рождества.

«Рождественская звезда» написана четырехстопным амфибрахием (стопность поначалу меняется, стихотворение словно становится на крыло,— точнее всего будет сравнение с колоколом, язык которого, раскачиваясь по малой, двухстопной амплитуде, начинает гулять широко, во всю мощь). Строфы со второй по седьмую построены по симметричной схеме: длинные, четырехстопные первая и четвертая строки кольцом обнимают двухстопные первую и вторую. Эта симметрия усиливает ощущение покоя, равновесия, торжественности, сообщая всему происходящему сакральное значение. Здесь намечаются две главные особенности: обилие чисто русских сельских реалий («просо», «погост», столь странный в библейском контексте, «сторожка», «поджог», «хутор», «солома», «сено», «кожух» — в пустыне-то!) — и цепочки внутренних рифм, пронизывающих весь текст. «Цепи» здесь — не только елочное украшение, но еще и цепи-гирлянды внутренних рифм: «трепет-цепи-великолепье-свирепей-степи». Отметим и гениальный контрапункт «всего великолепья» — и ветра из степи, налетающего предвестием крестной муки.

  321  
×
×