71  
  • Где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт
  • И трутнями трутся и ползают,
  • Он вашу сестру, как вакханку с амфор,
  • Подымет с земли и использует.

«Подымет с земли» — то есть освободит от рабства и унижений; а что использует — так ведь в нарочитой этой грубости (чего вы хотели от хаоса?) отчетлива обида: там, где адресатка его лирики навыдумывала тьму сложных переживаний и приплела Судьбу, лирическому герою хочется «с дороги сбиться в поцелуях»; и тут они с Маяковским опять-таки трубят на два голоса:

  • Всемогущий, ты выдумал пару рук,
  • сделал,
  • что у каждого есть голова,—
  • отчего ты не выдумал,
  • чтоб было без мук
  • целовать, целовать, целовать?!
  • («Облако в штанах»)

Иное дело, что у Пастернака при этом начисто отсутствует богоборческий пафос — более того, отсутствует и дьявол, потому что, согласно французской поговорке, дьявол прячется в деталях, а у Пастернака деталями заботливо и художнически мощно распоряжается Бог. Так гласит одно из заслуженно известнейших стихотворений книги:

  • Кто коврик за дверьми
  • Рябиной иссурьмил,
  • Рядном сквозных, красивых,
  • Трепещущих курсивов.
  • Ты спросишь, кто велит,
  • Чтоб август был велик,
  • Кому ничто не мелко,
  • Кто погружен в отделку
  • Кленового листа
  • И с дней Экклезиаста
  • Не покидал поста
  • За теской алебастра?
  • Ты спросишь, кто велит,
  • Чтоб губы астр и далий
  • Сентябрьские страдали?
  • Чтоб мелкий лист ракит
  • С седых кариатид
  • Слетал на сырость плит
  • Осенних госпиталей?
  • Ты спросишь, кто велит?
  • — Всесильный бог деталей,
  • Всесильный бог любви,
  • Ягайлов и Ядвиг.
  • Не знаю, решена ль
  • Загадка зги загробной,
  • Но жизнь, как тишина
  • Осенняя,— подробна.

Это стихотворение — в одном ряду с «Определением поэзии» или «Занятьями философией» — могло бы называться «Оправдание метода», ибо в жаркой и многокрасочной фреске сборника деталям отдана роль исключительная — на них, на свистках милиционеров, на мухах мучкапской чайной, все и держится. Образ Бога — художника, любовно шлифующего мелочи (а впрочем, ему ничто не мелко),— венчает сборник, и потому нарастающий мотив сна перестает быть признаком отчаяния и становится заслуженным отдыхом Бога, легшего почивать от трудов своих.

Свобода писать, не сообразуясь с правилами, обеспечила и ритмическое разнообразие «Сестры»: это свобода певческая, таких размеров в русской литературе сроду не бывало.

  • О, не вовремя ночь кадит маневрами
  • Паровозов: в дождь каждый лист
  • Рвется в степь, как те.
  • Окна сцены мне делают. Бесцельно ведь!
  • Рвется с петель дверь, целовав
  • Лед ее локтей.
  • («Конец»)

Здесь Пастернака выручил опыт музыканта — вместо обычного «квадрата» строфы он прибегает к самым прихотливым построениям, не теряя при этом ни музыкальности, ни ритма. Та же свобода в лексике — «Я и непечатным словом не побрезговал бы»; с возлюбленными в русской поэзии так еще не разговаривали. Конечно, все это — уже после Маяковского с его нарочитой грубостью, но та грубость была именно нарочита,— Пастернак же умудрился заговорить на языке повседневности, и контраст с экзальтацией чувств, с импрессионистской живописью пейзажей тут срабатывает в полной мере. Надо умудриться — одно из тончайших стихотворений цикла назвать «Имелось» и начать по-конторски перечислять: «Засим, имелся сеновал и пахнул винной пробкой»… «Сентябрь составлял статью в извозчичьем хозяйстве…» Эта же лексическая простота и чуть не жаргонность сочеталась — и контрастировала — с рифмами столь сложными, каких ни один футурист еще не выдумывал:

  • Думал — Трои б век ей,
  • Горьких губ изгиб целуя:
  • Были дивны веки,
  • Царственные, гипсовые.
  • Милый, мертвый фартук
  • И висок пульсирующий.
  • Спи, царица Спарты,
  • Рано еще, сыро еще.

Всего и понадобилось — в великое время влюбиться в замечательную девушку; рекомендуем этот образ действий всем, кто задумает повторить чудо «Сестры» и за год превратиться в ведущего русского лирика.

  71  
×
×