60  

Машина имела открытый сверху сварной легкобронированный (толщина брони в лобовой части — 10 мм, бортов и кормы — 7 мм) корпус простой прямоугольной формы. Масса БТРа составляла 3,7 т при относительно небольших размерах — 3657x2057x1588 мм. Габариты машины обусловили и ограниченную вместимость — 4–5 человек.

Вооружение бронетранспортёра состояло из 13,97-мм противотанкового ружья «Бойс» и двух пулеметов «Брен», один из которых мог устанавливаться на вертлюге для зенитной стрельбы. Возимый боекомплект состоял из 80 патронов к ружью и 900 патронов к пулемётам.

Установленный в средней части машины 8-цилиндровый карбюраторный двигатель Ford GAE мощностью 60 л.с. позволял бронетранспортёру развивать максимальную скорость 40 км/ч. Запас хода машины составлял 180 км.

Канадские машины внешне были идентичны английскому варианту, но имели более мощный двигатель (85 л.с.) и меньшую массу (3,56 т).

В советских документах военных лет эти бронетранспортёры часто именовались танкетками. Наиболее распространенным было название MK.I «Универсал» или просто MK.I, реже встречались У-1, «Брен» или «Ю.Г.К.» (по-видимому, сокращенное «Юниверсал Ганн Кэрриер»).

Бронетранспортёры «Универсал» поступали на вооружение разведрот бригад и разведбатальонов корпусов бронетанковых и механизированных войск Красной армии.

В 1941 году предпринимались попытки приспособить эти машины для буксировки 45-мм противотанковых пушек и 76-мм дивизионных пушек Ф-22УСВ. Однако, судя по отсутствию фактов применения «универсалов» для этой цели в последующем, попытки завершились неудачей, а может быть, и задача была снята.

К сожалению, конкретных боевых примеров использования бронетранспортеров «Универсал» не много. К их числу относятся действия разведгруппы лейтенанта Галямова из 19-го танкового корпуса 51-й армии 4-го Украинского фронта. Дело было в конце 1943 года в Таврии, на подступах к Перекопу. В распоряжении группы имелись два бронетранспортера «Универсал» и мотоцикл «Харлей-Дэвидсон» с коляской.

В районе Ново-Натальевки один из бронетранспортеров разведгруппы, прикрывшись стогом соломы, обстрелял вражескую колонну. Взятый пленный рассказал, что командование колонны с группой солдат уехало вперед. Разведчики двинулись в указанном направлении. И действительно, в 10 км южнее Ново-Натальевки в кукурузе они обнаружили группу горных егерей. Попав под пулеметный огонь бронетранспортеров, немцы сдались. В плен вместе с солдатами охраны попали заместитель командира горно-стрелковой дивизии противника, начальник штаба и начальник санитарной службы.

Бронетранспортёр «Универсал» нравился краноармейцам. Машина была надежная, маневренная и редко подвергалась каким-либо переделкам, за исключением установки на некоторые бронетранспортеры советского вооружения: пулеметов ДТ, ДШК и противотанковых ружей. В составе разведгрупп в условиях бездорожья «универсалы» были достаточно эффективны при ведении разведки и преследовании отступающего противника.

Бронетранспортёры «Универсал» использовались в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до её окончания.

В нарушение обязательств по ленд-лизу советская сторона передала 51 БТР Войску Польскому. После окончания боевых действий в Европе у поляков осталось ещё 39 машин, состоявших на вооружении вплоть до конца 1946 года.

МЗА1 «Скаут»

В период между двумя мировыми войнами во всех странах, располагавших бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил возлагалось на легкие бронеавтомобили. Однако реальное выполнение этой задачи было не простым делом. Экипаж бронеавтомобиля состоял из 2–3 человек, у каждого из которых имелись свои функциональные обязанности внутри машины, поэтому вести разведку в отрыве от броневика было практически невозможно. Последнее обстоятельство делало успех всего предприятия близким к нулю. В самом деле, много ли разглядишь, не вылезая из машины? Да и незамеченным близко к противнику подобраться не удастся… К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством доставки и эвакуации разведгруппы, имея при этом возможность в случае надобности прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США предъявил к такой машине весьма жесткие, по меркам начала 1930-х годов, требования, включавшие в себя помимо прочего и привод на все колеса! В документации бронеавтомобиль именовался Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе и тогда, и впоследствии его называли просто «скаут», часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединённых Штатов.

  60  
×
×