63  

Примером активных маневренных действий разведчиков является бой 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года.

Южнее поселка Ленчна в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28-й гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий пос. Ленчна. Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера МЗА1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена.

Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании пос. Ленчна, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу, по которой должна была двигаться колонна автомашин. Высланные вперед два бронетранспортера МЗА1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника.


Бронетранспортёры МЗА1 на параде в г. Ворошилов-Уссурийский. 7 ноября 1945 года.


Мощное вооружение и хороший обзор позволяли эффективно использовать бронетранспортеры в уличных боях.

25 апреля 1945 года первыми на восточную окраину чешского города Брно ворвались бойцы разведроты старшего лейтенанта И. Матушкина из 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. Преодолевая заграждения, сильный пулеметный и автоматный огонь, они смело и решительно продвигались вперед. Бронетранспортер МЗА1 сержанта Б. Баязиева далеко вырвался вперед. Водитель заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивали пушку, чтобы уничтожить бронетранспортер, но сделать это им не удалось. Баязиев увеличил скорость. А пулемётчик рядовой С. Иванов меткой очередью из крупнокалиберного пулемета расстрелял расчет вражеской пушки.

Вслед за разведчиками в Брно вступили бойцы мотострелковых подразделений 4-й гвардейской механизированной бригады.

На вооружении Советской армии МЗА1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40.

Шесть боевых машин этого типа были переданы в годы войны Народному Войску Польскому. Они использовались при штабах крупных соединений. После войны оставшиеся в строю четыре «скаута» некоторое время эксплуатировались в войсках государственной безопасности Польши.

Полугусеничные бронетранспортёры

Разработка семейства полугусеничных бронетранспортеров «хаф-трэков», одного из наиболее известных и популярных среди боевых машин союзников в период Второй мировой войны, началась в США с 1932 года. К проектированию приступили сразу четыре фирмы: James Cunniagham and Sons, Linn, GMG и Marmon-Herrington. Прототипом послужило французское шасси Citroen-Kegresse C417, несколько образцов которого американцы закупили годом ранее. В течение пяти лет создавались и испытывались опытные образцы полугусеничников вариантов от Т1 до Т9Е1. Последний, признанный наиболее удачным, базировался на шасси грузового автомобиля Ford V-8 с колесной формулой 4x2. Задний мост был заменен гусеничным движителем фирмы Timken с резинометаллической гусеницей.

В 1938 году таким движителем оборудовался бронированный автомобиль-разведчик Scout Car M3, что подтолкнуло еще одну фирму — Diamond T Motor Company — к созданию в 1940 году прототипов Т14 и Т8. Стремительное развитие событий в Европе, падение Польши, Бельгии, Голландии и Франции заставило американцев форсировать работы. В результате уже в октябре 1940 года Т14 и Т8 были стандартизированы (то есть приняты на вооружение армии США) как М2 Half-Track Car и МЗ Half-Track Personel Carrier соответственно. При этом первый представлял собой полугусеничный артиллерийский тягач, а второй — бронетранспортёр.


Бронетранспортёр М2 с 76-мм пушкой ЗИС-3 на буксире на одной из улиц Софии. 9 сентября 1944 года.

  63  
×
×