68  

Уровень бронезащиты САУ был существенно понижен по сравнению с базовым танком. Так, лобовая часть корпуса имела толщину 50,8 мм, борта и корма — 25,4, крыша — 9,5…19, днище — 12,7 мм. Толщина листов башни составляла 25,4 мм. Американские военные считали, что истребитель танков должен иметь более высокие характеристики подвижности, чем танк, хотя бы и в ущерб его защищенности. Однако массу удалось понизить примерно на 2,5 т, что практически не сказалось на маневренности. САУ М10 при боевой массе 29,6 т развивала ту же максимальную скорость, что и танк М4А2 — 48 км/ч. Запас хода, благодаря несколько большей емкости топливных баков, составлял 320 км (у танка — 290 км). Экипаж САУ состоял из пяти человек.

В сентябре 1942 года на заводе Fisher началось серийное производство САУ М10. В течение этого месяца цехи покинули первые 105 машин. Выпуск М10 продолжался до декабря 1943 года и завершился изготовлением 4993 самоходок.

В ходе серийного производства самоходка совершенствовалась весьма незначительно. Стоит отметить лишь введение в прицельный комплекс машины, в дополнение к телескопическому прицелу, панорамы и квадранта, что позволило САУ вести огонь с закрытых позиций.

Боевое крещение М10 получили в ходе боев в Тунисе в марте 1943 года. Вплоть до конца войны они использовались в боевых действиях в Италии и на Западном фронте. По программе ленд-лиза союзникам по антигитлеровской коалиции была передана почти треть САУ М10 — 2143 машины. Из них Великобритания получила 1648, Франция — 443 и СССР — 52.

Что касается Красной армии, то установками М10 были оснащены два самоходно-артиллерийских полка. 1239-й самоходно-артиллерийский полк воевал в составе 16-го танкового корпуса 2-й танковой армии 1-го Белорусского фронта. Он участвовал в освобождении Белоруссии и Польши.

Так, например, 30 июля 1944 года полк выдвинулся из Демблина для поддержки танковых частей, наступавших в направлении Александрува. Вместе с полком двигались самоходки СУ-85 из 1441-го самоходно-артиллерийского полка. В пути из-за ударов авиации несколько СУ-85 были выведены из строя, а вот 1239-й самоходно-артиллерийский полк, все самоходки которого имели крупнокалиберные зенитные пулемёты, потерь не имел. Более того, наводчик одной из САУ старшина Лендовский огнём из пулемёта сбил бомбардировщик Ju 88.

Уже в августе в боях в районе Варшавы за четыре дня самоходчики 4-й батареи полка подбили три танка (из них две «пантеры») и два бронетранспортёра противника.


Единственная обнаруженная пока фотография САУ М10 в Красной армии. 3-й Белорусский фронт, 1944 год.


1223-й самоходно-артиллерийский полк в составе 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 3-го Белорусского фронта участвовал в операциях по освобождению Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. На 1 мая 1945 года в полку имелось 1 °CАУ М10, из которых, правда, лишь четыре были исправны.

М31

В начале 1942 года в США началась разработка артиллерийского тягача Т16. В качестве базы использовалось шасси танка МЗА5. В ходе испытаний выяснилось, что танковое шасси больше подходит для бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ). Поскольку в это время уже полным ходом шла подготовка к массовому производству нового среднего танка «Шерман», то для переделки в БРЭМ становились доступны танки более ранних моделей. 24 сентября 1942 года Комитет вооружения дал добро на переделку в эвакуационные машины 750 танков МЗ. БРЭМ на базе МЗ получила обозначение Т2.


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина М31 (Т2) на базе танка МЗс во время испытаний в Кубинке.


Танки переделали до неузнаваемости. С них демонтировали все вооружение за исключением одного курсового пулемета. На месте маск-установки 75-мм пушки в спонсоне оборудовали броневую дверь с макетом орудия. Вместо маск-установки 37-мм пушки была смонтирована кран-стрела грузоподъемностью от 4,54 до 13,6 т. Максимальная грузоподъемность достигалась при использовании специальных опор, причем они могли крепиться как на корпус машины, так и на грунт. Макет 37-мм пушки разместили на кормовой стенке башни. БРЭМ оборудовали мощной лебедкой с тяговым усилием 267 кН, внутри и снаружи разместили большое количество инструмента и снаряжения для проведения ремонтных и эвакуационных работ. Экипаж БРЭМ состоял из шести человек.

Переоборудование танков МЗ началось на фирме Baldwin Locomotive в октябре 1942 года. До декабря 1943-го из заводских цехов вышло 509 БРЭМ Т2 с двигателями Continental.

  68  
×
×