12  

Серийное производство началось на заводе фирмы MIAG в Брауншвейге в январе 1944 года, когда представители Управления вооружений приняли первые пять серийных самоходок. Выпуск «ягдпантер» не отличался высокими темпами: в феврале удалось собрать семь, в марте восемь, по десять в апреле и мае. В июне MIAG смогла сдать только шесть самоходок – заводы фирмы в этот период активно бомбила авиация союзников. Таким образом, за первые полгода серийного производства было изготовлено 46 самоходок «Ягдпантера». Такого количества хватало на укомплектование только одного батальона тяжелых истребителей танков. Планом же предусматривался выпуск 160 машин, которых должно было хватить для трех батальонов, а также для использования части машин в учебных целях. Несмотря на бомбежки, выпуск «ягдпантер» удалось довести до 15 штук в июле и 14 в августе.

Такие темпы производства не устраивали ни ОКХ, ни Управление вооружений. Однако в ответ на предъявляемые претензии фирма MIAG постоянно жаловалась на недостаток рабочей силы. Для ускорения работ по изготовлению «ягдпантер» на заводы MIAG направили дополнительно 300 рабочих, а Управление вооружений выделило 300 солдат, которые приступили работам 4 августа 1944 года. Чуть позже прибыло еще 160 солдат – по десять человек выделил каждый из 16 дивизионов истребителей танков. Благодаря притоку рабочей силы в сентябре 1944 года удалось сдать заказчику 21 машину, но в октябре, из-за воздушного налета, собрали всего 8 машин.


Корпуса «ягдпантер» раннего (вверху) и позднего (внизу) выпуска


С целью как-то поправить положение было решено привлечь к выпуску «Ягдпантеры» предприятия других фирм.

В первую очередь к изготовлению «ягдпантер» была привлечена фирма Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover (MNH). Это предприятие уже имело значительный опыт выпуска бронетехники – с лета 1943 года оно производило танки «Пантера». По утвержденному графику MNH должна была изготовить 20 «ягдпантер» в ноябре, 44 в декабре 1944-го и 30 в январе 1945 года. Для обеспечения выполнения этого задания с завода фирмы MIAG отгрузили на MNH 80 корпусов самоходок. Предполагалось, что после выпуска 94 «ягдпантер» MNH прекратит их производство – по плану Управления вооружений к февралю 1945 года на заданную мощность должен был выйти завод другой фирмы.



«Ягдпантера» раннего выпуска, захваченная английскими войсками. Сейчас эта машина находится в британском Имперском военном музее


Этой фирмой была MBA (Maschinenbau und Bahnbedart) в Потсдам-Древитц. Правда, эта фирма не занималась производством бронетанковой техники, но зато имела большие производственные площади и необходимое для выпуска самоходок оборудование. План производства «ягдпантер» на МВА учитывал время, необходимое фирме для освоения новой продукции: в ноябре 1944 года предполагалось изготовить только 5 машин, а еще 10 в декабре. На 1945 год план предполагал выпуск 20 штук в январе, 30 в феврале, 45 в марте, 60 в апреле, 80 в мае, 90 в июне, а с июля по 100 машин ежемесячно.

После привлечения к производству «ягдпантер» предприятий MNH и МВА суммарный выпуск этих машин составил 55 штук в ноябре и 67 в декабре 1944 года. Своего пика производство достигло в январе 1945 года когда заводские цеха покинули 72 боевых машины.

О реальном производстве «ягдпантер» можно судить по таблице, составленной по наиболее свежим уточненным данным. Выпуск фирмами MIAG и MNH подтвержден документально, а МВА получен путем вычета продукции первых двух фирм из суммарного месячного производства.


ПРОИЗВОДСТВО «ЯГДПАНТЕР»


Таким образом, получается, что было выпущено более 419 «ягдпантер». Насколько более, сказать трудно, но совершенно очевидно, какое-то количество машин покинуло заводские цеха в последующие две недели. Немецкий исследователь и автор многочисленных книг по бронетехнике Третьего рейха Вальтер Шпильбергер пишет о более чем 34 «ягдпантерах», изготовленных в апреле. Если это так, то можно говорить о, как минимум, 428 выпущенных боевых машинах этого типа.

Описание конструкции

«Ягдпантера» представляла собой самоходно-артиллерийскую установку с передним расположением неподвижной броневой рубки. Корпус САУ характеризовался большим наклоном броневых листов, как лобового ( 55° к вертикали), так и бортовых (30° к вертикали). Даже крыша рубки имела небольшой угол наклона. Снарядостойкость верхнего лобового листа незначительно снижалась только щелью смотрового прибора механика-водителя и амбразурой курсового пулемета. Все люки для посадки и высадки членов экипажа находились на крыше рубки. Особенностью конструкции САУ было то, что рубка представляла собой единое целое с корпусом, а не крепилась к нему болтами или сваркой, как у большинства германских самоходок.

  12  
×
×