83  

«Танк вследствие поспешности выпуска имеет большое количество конструктивных недостатков, главными из которых являются:

1. Бортовая передача разрушается полностью через 250–350 км пробега вследствие недостаточной механической прочности подшипников.

2. Зубцы венцов ведущих колёс ввиду применения двойного трака с одной цевкой изнашиваются полностью через 250–350 км и к дальнейшей эксплуатации непригодны. Кроме того, выход зуба венца из цевки гусеницы не отработан, в результате чего гусеница наматывается на ведущее колесо или проскакивает.

3. Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков, так как не учтено изменение профиля между дисками катков, вызванного деформацией резины внутренней амортизации катков.

4. Коробка перемены передач и механизм поворота перегреваются; наспех поставленный резервуар с водой для охлаждения масла КПП при отсутствии циркуляции воды не оправдывает своего назначения.

5. Двигатель благодаря большому весу танка перегружен и также имеет тенденцию к перегреву и заклиниванию вала, в результате чего на машине введён ряд предохраняющих приспособлений».

Что касается «поспешности» выпуска, то наши специалисты тогда ещё просто не знали, что разработка «Королевского тигра» началась в 1942 году и времени у немецких конструкторов было достаточно. У них не было агрегатной базы для танка такой массы, о чём заказчик не мог не знать. Теперь уже можно смело утверждать, что «Королевский тигр» оказался самым бесполезным немецким танком периода Второй мировой войны. И не по причине небольшого числа выпущенных машин (почти 500 единиц – это немало!), а из-за мизерного количества этих танков, участвовавших в боевых действиях. Большинство «королевских тигров» постоянно находилось в ремонте. Кроме того, львиная доля безвозвратных потерь приходится на машины, просто-напросто брошенные экипажами из-за технических неисправностей.

Таким образом, заказчик совершил грубую ошибку и при оценке вероятного противника, и при учёте экономических возможностей страны, в итоге неправильно выбрав тип танка. Здравый смысл был принесён в жертву чисто пропагандистской идее создания «неуязвимого оружия возмездия», достигшей своего апогея при создании сверхтяжёлого танка «Маус».

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Ausf.B штаба 9-й танковой дивизии на улице украинской деревни. Группа армий «Юг», июль 1941 года.


Лёгкий танк Pz.1l Ausf.A.


Танки Pz.II Ausf.F 15-й танковой дивизии в Бенгази. Ливия, 19 декабря 1941 года.


Войска 3-й танковой группы Вермахта на дороге в районе Пружан (Белоруссия), июнь 1941 года.


Подразделение 6-й танковой дивизии на привале в литовской деревне, июнь 1941 года.


Танк Pz.38(t) Ausf.B из состава 10-го танкового полка 8-й танковой дивизии. Франция, 1940 год.


Pz.38(t) Ausf.G из состава 20-й танковой дивизии, подбитый советской артиллерией. Западный фронт, июль 1941 года.


Колонна танков Pz.38(t) 22-й танковой дивизии выдвигается на исходные позиции. Крым, май 1942 года.


Средний танк Pz.IIl Ausf.D.


Pz.III Ausf.J с длинноствольной 50-мм пушкой во время испытаний на НИБТПолигоне в Кубинке под Москвой. 1946 год.


Экипаж танка Pz. III Ausf.F 16-й танковой дивизии за чисткой орудия. 1941 год.


Огнемётный танк Pz.III Ausf.M(FI) в бою. Восточный фронт, лето 1943 года.


Начало испытаний Tauchpanzer III: танк поднимают краном для последующего опускания в воду, 1940 год.


Живое воплощение блицкрига – Pz.III Ausf.E на дорогах Франции, май 1940 года.


Pz.III Ausf.J 5-й танковой дивизии в двухцветном зимнем камуфляже (широкие белые полосы поверх базового серого). Восточный фронт, 1941 год.


Красноармейцы осматривают Pz.III Ausf.J, оборудованный противокумулятивными экранами. Брянский фронт, август 1943 года.


Pz. IV Ausf.B 10-й танковой дивизии в окрестностях Седана. Франция, 1940 год.


Pz.IV Ausf.D 19-й танковой дивизии, осень 1940 года. На лобовом и бортовом листах корпуса хорошо видно дополнительное бронирование.


Pz.IV Ausf преодолевает российское бездорожье. 5-я танковая дивизия, ноябрь 1941 г.

  83  
×
×