119  

В США есть немало музеев знаменитых преступлений, собиратели раритетов гоняются за любыми атрибутами, связанными с известными преступниками, особенно с теми, кто ассоциируется в истории страны с Диким Западом. О преступниках пишут много и с удовольствием, самые известные из них могут сравняться по славе с большими звездами Голливуда. Американцы таким образом скорее отдают должное чьему-то умению противопоставить себя государству, но это отнюдь не означает, что они одобряют преступления и не сочувствуют их жертвам.

Приблизительно 7 млн граждан Америки находятся в тюрьме или являются условно освобожденными. Другими словами, каждый сотый американец хоть раз в жизни побывал в заключении. В тюрьмах США мужчин раз в пятнадцать больше, чем женщин. Интересно, что больше половины заключенных не осуждены, а их дела стараниями адвокатов годами находятся в стадии предварительного слушания. Считается, что чем дольше тянется процесс, тем больше шансов у заключенного быть помилованным или получить небольшое наказание, хотя особой статистики на этот счет нет. Больше половины приговоренных к заключению находятся в тюрьме за преступления, связанные с насилием.

США – страна смертной казни, ее практикуют тридцать четыре штата. Так, в 2010 г. было проведено сорок шесть казней, а сегодня высшей меры наказания ожидают более 3 тыс. человек. Помимо этого, США – чемпион мира по числу заключенных и находятся в середине второй десятки стран мира по числу смерных казней на душу населения. Небольшие протесты сторонников отмены смертной казни никак не превращаются в массовое движение. Американцы убеждены в необходимости этой меры, а крайне длительное многолетнее ее ожидание, сопровождаемое бесконечными юридическими разборками, и внимание СМИ являются, по их мнению, лучшей гарантией от судебных ошибок. В любом случае тюремные сюжеты и традиции, легенды и образы являются органической частью американской массовой культуры.

Тем более что тут сильна память о мафии, а организованная преступность остается сегодняшней реальностью страны. Здесь существует более 30 тыс. уличных банд, в которые входят почти полтора миллиона человек. Мелкие банды, как правило, являются частью одной крупной. Все они занимаются организованным грабежом, разбоем, продажей наркотиков и нелегального оружия, проституцией, вымогательством и мошенничеством. Часто эти организации имеют свои внутренние «законы», иерархию, используют особую символику, слоганы и могут выбрать себе определенные цвета. Например, одна из крупнейших банд в США – Bloods – обозначает себя красным цветом, а один из их основных врагов – Crips – синим. Среди уличных гангстеров исторически было распространено использование граффити для обозначения своей территории, в отличие от европейской традиции, где граффити не были так тесно связаны с деятельностью банд. Есть банды, которые смешивают преступную деятельность с байкерством, они обычно объединяются вокруг своего байкерского клуба. Неонацистская банда «Арийское братство» – одна из самых крупных тюремных банд Америки. В тюрьмах вступление в банду зачастую необходимо, чтобы защитить себя от угроз и насилия.

На местном телевидении есть немало передач, посвященных знаменитым преступникам, их жертвам, историям жизни. Очень популярны документальные фильмы про уличные банды и банды байкеров. По разным каналам могут одновременно показывать полдюжины реалити-шоу про тюрьмы, рассказывающих про будни охраны и «клиентов» и освещающих разборки между отдельными заключенными и целыми бандами. При этом в США есть закон, по которому преступники не имеют права получать никакие доходы от своих преступлений. Иначе говоря, они не могут получать гонорары ни за свои автобиографии, если таковые выходят, ни за продажу прав на свои истории Голливуду, ни за интервью и т. п. Все эти средства поступают в федеральные и местные фонды или направляются жертвам преступника. «Звездный статус» не дает преступникам возможности заработать, в отличие от знаменитостей некриминального мира.

На каком-то этапе начинается своеобразное отчуждение реального человека – преступника, который сидит в тюрьме, – от образа, который формируется в публичной сфере. Публика оказывается в шоке, когда вместо романтизированного, порой даже симпатичного преступника, которого она знает по фильмам и книгам, в новостях появляется какой-то довольно облезлый престарелый субъект, который и является прообразом экранного героя. Но как бы там ни было, при всем главенстве закона в США преступники, преступающие его красиво, мощно и элегантно, вызывают интерес в обществе. Отсюда такое количество криминальных голливудских фильмов, которые становятся национальными блокбастерами.

  119  
×
×