34  

За молодыми людьми, демонстрирующими успехи в некоторых сравнительно редких видах спорта, буквально гоняются университетские тренеры и работники приемных комиссий. Впрочем, университетский спорт – особая тема, здесь я просто хочу подчеркнуть, что занятия спортом для школьников США – вопрос важный. При этом учитель физкультуры и спорта в школе, как правило, типичный пузатый толстяк с красным от высокого давления лицом, выглядящий смешно и весьма неатлетично в своих крутых спортивных одеждах и с мячом в руках. Однако получают эти учителя гораздо больше преподавателей, скажем, математики или физики.

Американцы гордятся спортивными достижениями своих детей на школьных соревнованиях не меньше, чем, например, победой на Олимпийских играх. Победа на школьном или районном соревновании становится семейной легендой, которая передается через поколения, а дальние родственники гордятся этим не меньше родителей. Впрочем, обычно это касается не только спорта, но и других соревнований, включая совершенно неизвестные россиянам чемпионаты по орфографии или дебатам.

Чемпионаты по орфографии и умению убеждать

В США действительно есть соревнования по орфографии. Написание слов в английском языке, как известно, разительно отличается от того, как они произносятся. Есть старая шутка: пишется Манчестер, произносится – Ливерпуль. Грамотный американец должен писать без ошибок. Но в английском языке это практически невозможно. Даже самые образованные люди изредка лезут в словарь, чтобы проверить себя. Чемпионаты по спеллингу – правильному написанию слов – проводятся среди детей и подростков США в присутствии зрителей на разных уровнях, от школьного до национального, и выиграть их очень непросто. Чемпионы Америки пользуются уважением и почетом, а их родители испытывают немалую гордость за детей. Это действительно серьезное достижение, особенно учитывая огромную конкуренцию: через такие испытания проходил каждый школьник-американец.

Еще интересней американские чемпионаты по дебатам. Умение дебатировать, вести аргументированные споры и обсуждать какую-либо проблему является частью учебной программы во многих школах и университетах. Тут тоже проводятся соревнования, которые собирают большое количество зрителей, болеющих за ту или иную команду. Мне не раз доводилось бывать в жюри соревнований, и я могу сказать, что они представляют собой яркое и непростое явление. Команды долго готовятся, тренируются с учителями и профессорами, специалистами по ораторскому искусству и логике, тем или иным предметам, по которым, может быть, им предстоит вести дискуссию. Как правило, команды до последнего момента не знают, какова будет их роль – поддерживать ту или иную точку зрения или опровергать. Они должны быть готовы и к тому, и к другому варианту.

Умение аргументированно спорить часто дает возможность получить дополнительный грант или поступить в престижный колледж. В старших классах многие ученики стараются попасть в школьные команды, чтобы улучшить таким образом свои приемные характеристики для университета. Соревнования по дебатам, в отличие от чемпионатов по правописанию, проводятся и на международном уровне, в первую очередь среди команд из англоязычных стран, а также команд из школ или университетов, где есть специализация в английском языке. Чемпионаты по спеллингу, по дебатам, «мировые первенства» по американскому футболу и бейсболу дают американцам от мала до велика еще больше поводов ощущать себя на особом положении, гордиться за свою страну и быть патриотами.

Глава 3

Американец учится

Американец идет в школу

Школьное образование в США в основном государственное, контролируемое и финансируемое на трех уровнях – федеральными властями, властями штата и муниципальными органами. Доля федеральных властей самая незначительная – менее 10 %. Гораздо больше возможностей контроля над образованием у властей штатов и местных органов власти – в городах и графствах. Интересно, что по историческим причинам образование совершенно не упоминается в конституции страны, вследствие чего подразумевается, что им должны заведовать штаты. Строго говоря, государство в США не гарантирует право граждан на образование.

В результате в Америке не существует и никогда не существовало строгих федеральных стандартов для учебных заведений, учебников, квалификации учителей и т. д. Нет строгих требований к обязательности образования, отдельной ответственности за его неполучение и т. д. Все это, как и многое другое, отдано на откуп местным властям – на уровне штата и ниже. Отсутствие государственных гарантий не помешало США создать в стране лучшую на сегодняшний день – при всех ее проблемах – систему образования, особенно высшего. Школьное, безусловно, отстает.

  34  
×
×