39  

Большинство американцев убеждены в том, что владение оружием не только их природное право, но и основа независимости, безопасности и уверенности в себе. Американцы в массе своей считают, что оружие является важным фактором, снижающим преступность, ибо любой преступник опасается нарваться на адекватный ответ. Кроме того, это дает возможность гражданам США чувствовать себя защищенными не хуже, а то и лучше государства и его полиции, что меняет баланс власти в стране. Часть американцев, в свою очередь, полагает, что надо запретить оружие или по крайней мере еще сильнее ограничить его распространение. Я знаю немало семей, где главенствует принцип «ни одного ствола». Однако на все разговоры о запрете оружия его сторонники выдвигают железобетонный аргумент: людей убивает не оружие, а другие люди, и винить в этом оружие глупо. Тем не менее стрельба в школах только подкрепляет тезис сторонников ограничения оружия в том, что Америка становится все более военизированной и вооруженной страной со сдвинутой «крышей».

Конечно, социальный климат в школах тоже является фактором риска. Учащиеся разделены на группы и компании, которые могут сделать отдельных учеников мишенью для насмешек, избиений, вымогательства. Это, впрочем, всем знакомо и по российским школам. Однако когда количество обид и невозможность их прекратить или хотя бы ограничить становится невозможным, американский школьник может взяться за оружие гораздо быстрей и охотней, чем российский.

Хулиганы

Школьное хулиганство – повсеместная проблема американских школ. Оно, скорее, напоминает мягкую дедовщину, знакомую в России, и носит не менее распространенный характер. Старшие или более сильные и популярные школьники третируют более слабых и молодых. Иногда хулиганство носит расистский или этнический характер, распространяется на иммигрантов или детей из нетрадиционных семей, отличников, которые производят впечатление «ботаников», и т. д. Молодые спортсмены, напротив, являются самыми популярными учениками, пользующимися поддержкой учителей и расположением противоположного пола. Популярны также девочки из группы поддержки (все хотят в нее попасть), а также ученики, известные чем-то особенным, например входящие в школьную рок-группу или команду по дебатам.

О хулиганстве в школах Америки снято немало фильмов, которые шли и в России, поэтому не стоит на этом подробно останавливаться. Здесь учителя не записывают хулиганам замечания в дневник. За плохое поведение и опоздания в большинстве случаев наказывают оставлением в школе после уроков или предписывают прийти в субботу (уроки в США идут пять дней в неделю), чтобы отсиживать в классе назначенные часы. Это считается довольно серьезным наказанием. Обычно его назначают на несколько дней – например, оставаться после уроков на час или два часа каждый день в течение двух недель. За оставленными в школе учениками следит специальный учитель. В некоторых школах во время таких часов нельзя делать ничего, в том числе читать учебники, а в некоторых, наоборот, – можно делать что хочешь, только не выходить за пределы класса. Такое наказание считается еще и довольно позорным, что также имеет некоторый воспитательный эффект.

Во всех школах США практикуется политика недопущения школьного хулиганства и отказ от насилия, хотя, как это часто бывает, теория отличается от реальности. Если у учителя есть подозрения, что один из его учеников избит, он просто по закону обязан сообщить о своих подозрениях охране школы или в полицию. Лучше перестараться, чем пропустить ученический конфликт, который может окончиться плохо.

В последние годы практически все американские школы перешли на электронные формы общения учителей с родителями учеников. В Интернете вывешивается расписание, домашние задания, оценки и комментарии учителей. Все сообщения носят конфиденциальный характер, а учитель и родители активно переписываются по электронной почте. Часто именно таким образом и ученики дают знать учителю о своих вопросах, проблемах или трудностях, информируют о болезнях, пропусках, выполнении домашних заданий и других вещах, которые должен знать учитель или администрация школы. «Звонок из школы» или электронное письмо все чаще приходят не от завуча или учителя, а от автоматизированной системы, которая сообщит родителям о неуспеваемости, частых опозданиях или плохом поведении их ребенка.

  39  
×
×