42  

Американцы считают русских очень умной нацией, но не могут понять, почему россияне не применят свой ум для обустройства собственной жизни и страны. Как это может быть – «Горе от ума»? Почему в России инженеры получают меньше официантов, а люди с нестандартным мышлением вызывают отторжение? Со своей стороны, россияне считают американцев, мягко говоря, не самыми умными, но не могут объяснить, почему именно они изобретают телефоны и компьютеры, получают самое большое количество Нобелевских премий, совершают революции то в одной, то в другой области знаний. Почему именно в США ежегодно приезжают сотни тысяч студентов со всего мира, чтобы за большие деньги получить здесь образование, почему именно американские дипломы предоставляют самые надежные шансы на высокооплачиваемую работу. А этому есть весьма конкретные причины.

Впрочем, дискуссии о том, где образование лучше, по моему мнению, нельзя считать совсем уж непродуктивными. Обеим странам надо взять самое ценное из американского и российского опыта, сохранив при этом главное из своего. В общем-то именно в этом и есть смысл образования. Этот вывод сделал и я после многих лет работы в МГУ и ведущих американских университетах.

Из школы – в университет

Университеты в Америке бывают частные и государственные. В отличие от начальной и старшей школ частные университеты намного более распространены. В Америке насчитывается приблизительно 1700 государственных колледжей и университетов и около 2,5 тыс. частных. Частные во многих случаях предлагают лучшее качество образования и проживания, но могут стоить в разы дороже государственных. Университет в Америке принято называть колледжем или школой. В отличие от России названия «университет» и «колледж» одинаковы по смыслу, в обиходе же чаще всего фигурирует слово «школа». Америка занимает десятое место в мире по процентному соотношению совершеннолетних граждан с высшим образованием и без него.

Поиски колледжа начинаются за несколько лет до окончания школы. Это серьезная проблема, связанная и с финансовым положением семьи, и с желанием самого школьника, и с его успехами в школе и оценками, с которыми он оттуда выйдет, и с планами самих университетов на новый учебный год. Сеть обычно забрасывается широко, семья связывается с десятком-другим колледжей – сначала через Интернет или почту, потом заполняются многочисленные приемные документы, которые входят в пакет того или иного университета. У каждого из них свои правила и свои требования. Вступительных экзаменов как таковых в США нет. Отбор идет по документам, написанным абитуриентами эссе, личным встречам и собеседованиям – хотя, повторю, в каждом университете свои правила.

Решение университета о приеме того или иного студента часто зависит также от финансовых условий – в частности, готов ли студент оплачивать свое образование, либо это должен сделать университет, либо студент возьмет у него кредит на оплату учебы и т. д. Способен ли будущий студент получить какой-то грант от университета – буть то спортивный или академический, художественный или предназначенный для меньшинств? Например, если доход родителей не превышает 60 тыс. долларов в год, то поступающий, как правило, может рассчитывать на получение полной финансовой поддержки от частного университета на все время обучения в нем. Если доход семьи меньше 100 тыс., во многих хороших университетах можно рассчитывать на получение половинной поддержки, если же годовой доход превышает эту сумму, возможная компенсация составит 15 % расходов на обучение. Семьи с доходом выше 250 тыс. долларов не могут рассчитывать на получение финансовой поддержки совсем.

Кроме того, в зависимости от школьных оценок поступающие в университеты имеют право на разного рода гранты, которыми они могут частично оплатить учебу. Например, «президентский» грант, который получают очень многие выпускники, окончившие школы с высокими оценками, составляет 20 тыс. долларов. Есть и другие методы финансового стимулирования образования, хотя, конечно, все зависит от конкретной ситуации. Студенты из очень богатых семей будут получать финансовую поддержку от университета, если, например, являются отличниками или хорошими спортсменами, а семьи с низким доходом могут доплачивать за обучение ребенка в университете, который распоряжается своими деньгами гораздо более скупо. Университеты с помощью своих средств формируют собственные спортивные команды и театры, команды для академических соревнований и олимпиад и т. д. В любом случае все зависит от школьных оценок, возможностей университета, финансового положения семьи и личности студента.

  42  
×
×