45  

Немалую долю студентов (до 40 %) составляют иностранцы, в том числе живущие не в США. Иностранные студенты очных отделений привозят с собой частные или государственные деньги, которыми и оплачивают свое обучение. Кроме того, они дают работу большому количеству американских преподавателей и сотрудников университетов, колледжей и других служб – от языковых до визовых. Через обучение иностранцев США создают огромную сеть влияния на другие страны – политическую, экономическую, военную, идеологическую и культурную. Это помогает им оставаться единственной сверхдержавой мира. После окончания университета выпускники – как правило, с его организационной помощью – поддерживают связь друг с другом, создают организации выпускников при университетах, что только усиливает долгосрочное влияние американской культуры и менталитета.

В Америку приезжает для обучения огромное количество молодых и талантливых ученых, технологов, изобретателей, спортсменов, артистов, художников и т. д., и США стараются сохранить у себя лучших из лучших. Сразу после окончания университета каждый выпускник-иностранец автоматически получает эквивалент рабочей визы на год и начинает искать работу в США. После года вступают в силу разные правила – большинство должно уехать из страны хотя бы на время, для лучших американские фирмы и организации добиваются разного рода продлений или новых рабочих виз, а то и видов на жительство.

Студенческие общежития в Америке – распространенное явление. Их качество и стоимость тоже входят в оценку колледжа. Многие студенческие городки, или кампусы, представляют собой практически независимые города – со своей инфраструктурой, больницами, полицией, пожарной командой, спортзалами, торговыми центрами, ресторанами и барами. В России наиболее близкий аналог – комплекс МГУ на Ленинских горах. Многие большие университеты, особенно находящиеся в глуши, являются центрами цивилизации для всего округа. Но даже университеты больших городов создают свои кампусы, встроенные в городскую инфраструктуру.

Многие лучшие универсистеты США, такие как Принстон, Корнелл или Оберн, находятся именно в глуши. Но у них есть свои, как правило, весьма профессиональные театры, отличные выставочные залы, эстрадные площадки, концертные залы для приема музыкантов любого уровня, стадионы и т. д. Обустроены они по последнему слову техники и соответствуют самым высоким стандартам, являясь лучшими сооружениями такого рода иногда на сотню миль вокруг. Регулярно по вечерам, особенно по выходным, на концерты и спектакли в университет съезжается местная элита, культурные интересы которой ничуть не смущают студентов и не нарушают ритма жизни кампуса.

Студенческую жизнь в кампусе университета описывать не стоит – тут Голливуд и писатели поработали на славу. Студенты – наиболее либеральная часть американского общества, и образ их жизни соответствует этому имиджу даже в самых консервативных университетах. Особое место занимает спорт. Каждый университет имеет свои команды во многих дисциплинах. По популярности студенческие лиги часто побивают профессиональные. Финалы кубков среди студентов собирают сотни тысяч зрителей на стадионах и миллионы у телевизоров. Уровень университета иногда напрямую зависит от успеха его команд. Главное событие в любом университете – день выпуска и первая домашняя игра сезона университетского чемпионата по американскому футболу. На игру собираются студенты и съезжаются родители, устраиваются ярмарки, пикники, часто к этому добавляется салют. Таким образом матч (как бы незначительны ни были участвующие команды) превращается в большой праздник. Кроме того, это возможность для родителей навестить детей в колледже, которая в следующий раз может представиться не скоро.

Безусловно, американское университетское образование на протяжении последних десятилетий является лучшим в мире. В СССР были институты и университеты, которые по ряду специальностей реально могли конкурировать с Америкой. В Европе сегодня есть несколько учебных заведений, способных сравниться с американскими. Однако в целом система высшего образования США пока является самой совершенной, особенно на уровне магистерской и докторской степеней, – им нет равных в мире.

Это не значит, что здесь нет проблем. Они есть, и немалые, начиная от стоимости и заканчивая коммерциализацией отношений внутри колледжей, когда студенты все больше выступают в роли покупателей, а профессора – в роли продавцов. Все чаще преподаватели в США сталкиваются с ситуацией, описываемой старой формулой «покупатель всегда прав», а администрация колледжа все больше превращается в бизнес-менеджмент.

  45  
×
×