74  

Возможностей осмотреть приглянувшуюся собственность будет более чем достаточно, но разобраться в ее характеристиках и заметить строительные дефекты неспециалист все равно не сможет. Поэтому после заключения предварительного договора о купле-продаже и внесения задатка многие американцы нанимают специального строительного инспектора, который приходит в дом и, облазив его от подвала до крыши, дает подробный письменный отчет о его состоянии. Его задача – найти как можно больше дефектов. За это он несет определенную ответственность – если он ничего не обнаружит, а, скажем, через день потечет крыша, ему можно предъявить претензии и создать кучу проблем. Мой личный опыт говорит о том, что строительные инспекторы работают достаточно профессионально. Однако час их работы стоит немало, а осмотр большого дома, особенно если он не очень новый, занимает целый рабочий день.

После получения заключения инспектора, которое отсылается обеим сторонам, хотя платит за него всегда покупатель, начинается второй этап переговоров. С одной стороны, покупатель указывает на поломки в доме и предлагает продавцам их устранить или снизить цену дома на сумму стоимости ремонта, а с другой – хозяин говорит, что дом продается аs is, то есть в том виде, в каком он есть. Даже если покупается новый дом, все равно американцы предпочитают нанимать инспектора, ибо он найдет к чему придраться.

Я это знаю по собственному опыту. В моем новом доме оказался дефект крыши, который в результате пришлось устранять строителям, которые продавали дом. Более того, это дало мне возможность заставить их перестроить за свой счет целую комнату, сделать книжные полки в гостиной и установить дополнительный ликвидатор влажности под домом. Правда, потом, во время окончательного оформления документов, мне стало их немного жалко – я увидел, какую огромную сумму им пришлось заплатить своему агентству за продажу мне дома. Доступ к этой информации я получил только потому, что агент, занимавшийся покупкой моего дома, работал в том же агентстве. Оказывается, такое тоже возможно.

Самые организованные и дисциплинированные американцы делают еще одну вещь – перед подписанием документов они приглашают в дом экстерминатора. Не терминатора Арнольда Шварценеггера, конечно, а специалиста по уничтожению всяческих насекомых. Во-первых, он должен убедиться, что дом не заселяют муравьи, клопы, тараканы и прочая живность, а главное – в нем нет древесных жучков, которые способны за несколько лет привести дом в полную негодность. Если они есть – задача терминатора их уничтожить и обработать дом, особенно все его деревянные части, специальным раствором.

Многие американцы – и я в том числе – сразу заключают договор с экстерминатором, который берет дом на обслуживание, посещает его каждые полгода и проводит обработку. Это имеет смысл: так, однажды наш «Шварценеггер» обнаружил в антикварном диване, который мы только что купили, клопов. В результате по его команде мы все выехали из дома на три дня, а он, надев противогаз, два дня обрабатывал комнату за комнатой. Клопов он, конечно, победил, но в доме еще некоторое время держался тонкий запах какой-то химии. Экстерминатор нужен также для борьбы с домашними мышами, змеями, среди которых попадаются ядовитые, и пауками. Один раз наш экстерминатор обнаружил у нас во дворе настоящую «черную вдову», сидящую на крышке водяного насоса, и заставил нас долго любоваться этой картиной, прежде чем уничтожить опасное членистоногое. Правда, это был единственный раз, хотя змеи, особенно если дом, как наш, расположен в лесу, – не редкость.

Главное – поторговаться

Покупка дома сама по себе не сопряжена с большими трудностями, если вы уже приблизительно представляете себе, что вам нужно, сколько вы готовы истратить и в каком именно районе вы хотите приобрести недвижимость. В США по статистике приблизительно 188 млн единиц жилья, и немалая его часть – около 10,5 млн – постоянно выставлена на продажу или сдается в аренду. На продажу в среднем выставлено свыше 1,2 млн домов, причем по большей части это дома с двумя и более спальнями. Выбор, безусловно, есть. Продажи недвижимости в США осуществляются через агентов по недвижимости или через агентства, где риелторы работают одной командой. У продавца и покупателя, как правило, есть свои агенты, которые и ведут все переговоры между собой по указаниям клиентов. Обходятся их услуги обычно в 5–6 % от стоимости недвижимости.

  74  
×
×