– Череп отделен от туловища вследствие разрушения связочного аппарата; разрушение связочного аппарата – от тления. В середине череп пустой. Лицевая сторона черепа замазана какой-то мастикой давнего происхождения в области глаз, век и верхней челюсти, по предположению врачей – с целью туалета, дабы сгладить неприятное впечатление и придать форму лицу. Больше мастики нигде не наблюдается. На грудной клетке местами покрытая плесенью незначительно высохшая кожа…[30]
Когда все было кончено, я понял, что мой конец тоже близок.
Свидетелей не оставляют.
Я даже не смог попрощаться с Дуней, меня отвезли в тюрьму, заставили подписать какие-то бумаги.
Последние часы своей жизни я потратил на эти записи с тем, чтобы, в случае счастливого стечения обстоятельств, правда о мощах Евфросинии Полоцкой не была утеряна.
Мне нет прощения.
Спаси и сохрани, Господи, рабу твою верную Авдотью…
…Через несколько часов после расстрела доктора Владимира Светлицкого его блокнот с записями был обнаружен.
– Понаписывал тут что-то, контра! – пробормотал оперуполномоченный ОГПУ, осматривавший камеру.
Читать он почти не умел.
Но, решив, что ничего хорошего контра написать не может, разодрал блокнот на мелкие клочки…
***2
– Тамара Кирилловна, здравствуйте! Сто лет вас не видела! Вы ничуть не изменились!
Инга Рубинова украдкой выглянула из-за стеллажа с книгами.
Так и есть. К сумасшедшей тетке, которая уже второй день оглашает хранилище воплями «гениально! потрясающе!», пришла какая-то девчонка, слегка напоминающая Шэрон Стоун в «Поцелуях под дождем». Наверное, эта девчонка – такая же чокнутая, как и тетка, млеющая над старыми книгами. Что может быть гениального в желтой рассыпающейся бумаге? Да ничего. Гениально – это Николь Кидман в «Догвиле». Или Анна Ковалева в «Мастере и Маргарите». Или…
«Эх, жаль, что „видик“ или „дивидишку“ никак нельзя в этом подвале установить. Все было бы веселее в пыли копаться. Но ладно, терпеть уже недолго осталось, – подумала Инга и мечтательно улыбнулась. – Скоро экзамены в театральный. Уж в третий-то раз мне должно повезти. И я брошу работу в музее безо всякого сожаления!»
– Лика, ты отлично выглядишь. Я слежу за твоей карьерой. Пару романов твоих читала. Довольно прилично. И газета ваша тоже – вполне, вполне.
– Спасибо! Я, если честно, удивилась, когда вы назначили встречу в хранилище музея. Мне казалось, для посещения таких мест требуется разрешение.
– Директор музея – мой старый приятель. Здесь проходит перепись того, что есть в запасниках. Представляешь, они нашли потрясающие Евангелия шестнадцатого века! Которые не значились в каталогах! Впрочем, ладно, не скисай. Вижу, тебе это ни капельки не интересно. Выкладывай, дорогая, что случилось?
– Тамара Кирилловна, а здесь никого нет?
– Нет. Работали девочки, что-то переписывали. Но на обед минут пятнадцать назад как упорхнули. Ты хочешь открыть страшную-страшную тайну? Тогда давай быстрее, мне через час уезжать в МГУ.
«Все упорхнули, а я осталась, – подумала Инга, с тоской оборачиваясь на подоконник. – Вот мой так называемый обед: творог обезжиренный, яблоко. Экзамены, надо быть в форме. За зиму поправилась на пару килограммов, и все никак похудеть не получается!»
– Тамара Кирилловна, вы только не волнуйтесь.
– Уже начинаю. Что случилось?
– У вас в Институте социологии, политологии и предпринимательства учились Никита и Саша Грековы.
– Как же, как же. Редкостные бездельники, что один, что второй. Куда они вляпались?
– Вчера поздно вечером или сегодня ночью их убили.
– О боже! Да ты что? Горе-то какое…
– Да, убили. А их однокурсник, Коля Вадюшин, исчез.
– Коля – очень толковый мальчик.
– Я знакома со следователем, который ведет это дело. И мы сегодня были у Коли Вадюшина дома. Нашли какие-то странные записи, в которых упоминаетесь и вы. Он хотел у вас что-то уточнить по источникам. Наверное, речь идет о каких-то книгах?
– Все, можешь не продолжать. Поняла. Он так и не успокоился! Все началось с лекции по «Житию святой Евфросинии Полоцкой». Помнишь, в чем суть?
– Если честно – не очень.
– И ты еще у меня «отлично» получила! Тебе явно повезло. Ладно, напомню вкратце, о чем идет речь. Само произведение датируется, скорее всего, двенадцатым веком. Автор не установлен. Некоторые исследователи полагают, что он был учеником Преподобной. Оригинала текста тоже нет, «Житие» дошло до нас в списках более поздних летописей. Святая Евфросиния Полоцкая – человек уникальной судьбы. Значителен ее вклад в распространение христианства и просвещения. И эта женщина окутана самыми противоречивыми, непонятными историями. Тайнами, многие из которых разгадать не получилось и сегодня…