34  

«Вот ведь медведь!» – подумал Глеб, удерживаясь, чтобы не поморщиться от боли.


Дальше сборы пошли нормально. Северин, похоже, успокоился, хотя порой Глеб замечал, что тот словно выпадает из времени, останавливается, хмурится, размышляя о чем-то. Александра, наоборот, выглядела совершенно так же, как всегда, была внимательна и заботлива.

«Все имеют право на срыв, – думал Глеб, вспоминая, как они с Сашей стояли друг напротив друга в гостиной. – Все, кроме меня», – добавлял он тут же.


Ранним утром, пока дороги были еще относительно свободны, компания ребят двинулась в направлении Александрова. Каждый на своем мотоцикле, только Динка, слишком маленькая, чтобы получить права, сидела за спиной Глеба, довольно озираясь вокруг и постоянно крича что-то Глебу в ухо. Ее багаж был, кстати, самым увесистым: кроме ноутбука, коммуникаторов и всяких отверток-щипцов-зажимов туда входило какое-то особенное оборудование, с гордостью носимое Динкой при себе.

– Что это? – спрашивали ее.

– Узнаете! – хитро усмехалась она в ответ. – Это техника будущего, незаменимая в нашем деле!

Динке, похоже, ужасно нравилось быть взрослой и незаменимой. Глеб понимал ее: каждому нужно чувствовать свою нужность и быть востребованным. Уж кому-кому, как не ему знать это… Да что там, Глеб и сам волновался перед предстоящим заданием. Искать легендарную Библиотеку – это для него честь, то, к чему он шел с самого детства.


В детском доме Глеба не любили еще и за то, что он был «любимчиком». В классе пятом появился у них молодой историк. Приходящий, из внешних. Он так и сыпал фактами, сверкал глазами и нервно поправлял всей пятерней непослушные кучерявые волосы. Над историком в детдоме смеялись и называли Хохликом.

Именно тогда Глеб вдруг понял свое предназначение. Истории, рассказываемые Хохликом, уводили из тесных границ скучного казенного дома, открывая невероятные просторы, даря неизведанные и тайные радости новых откровений.

Глеб слушал Хохлика с открытым ртом, и как-то само собой получалось, что он легко, не прилагая к этому никаких усилий, запоминал факты и даты. Хохлик, видя рвение ученика, тем более заметное на фоне равнодушия и паясничания остального класса, стал все более явно выделять Глеба. Он носил ему старые, затертые книги, а то и вовсе непонятно как сброшюрованные распечатки и часто рассказывал урок, обращаясь именно к нему. Впрочем, Хохлик и сам был неопытен и молод, и ему очевидно требовалась поддержка.

Потом историк пригласил Глеба к себе. Домой. В квартиру! Его отпустили, и Глеб на крохотной кухоньке ел борщ, приготовленный хохликовской мамой, под ее жалостливым взглядом и слушал ее вздохи: «Какой же худенький мальчик! Ешь, бедолага, ешь. Жизнь твоя нелегка, так хоть отъешься, пока есть возможность». Но лучше всего оказалась комната историка, полная географических карт, толстых книг и всевозможных предметов.

– Вот эти черепки я привез с раскопок под Новороссийском, – гордо говорил Хохлик, демонстрируя ученику невнятные глиняные обломки. – Ты представляешь, что им уже более тысячи лет. Люди, сделавшие эти амфоры, уже давным-давно рассыпались в прах, а память осталась. Вот она – перед тобой. Ты видишь? Ты чувствуешь?

И Глеб, осторожно принимая в руку толстый коричневый обломок, вдруг видел в нем драгоценное сокровище. Перед глазами вставал загорелый человек, сидящий перед гончарным кругом. Крепкими руками, разбитыми работой, он осторожно, словно ребенка, поддерживал нарастающие стенки будущего сосуда. А рядом шелестела бледно-зеленая, словно запыленная, олива с заскорузлым извилистым стволом, и зрел на солнце виноград, жадно впитывая яркие лучи, и шумело синее-синее море… И оливковые деревья, и море Глеб видел только на картинках, и тем не менее они вдруг представали перед ним словно живыми. Казалось, только протяни руку – и почувствуешь тепло ствола, а в ладонь ударят соленые брызги.

– Как было там, на раскопках? – спрашивал Глеб.

И Хохлик в который раз терпеливо рассказывал ему о том, что это вовсе не просто. Приходится копать под жаркими лучами солнца, казалось, прожигающими в твоей спине дырку, а потом, откладывая лопату, браться за совок, а то и за кисть, бережно перебирая каждую пядь земли, раскрошивая в уставших натруженных руках каждый ее комочек.

– А вы находили что-то… особенное? – не унимался мальчик.

  34  
×
×