75  

Он замолкает и остается на своем стульчике в правом углу авансцены, курит, безучастно смотрит в зал.

Слышится резкий звонок будильника, за ним другой, третий, звуки утренней гимнастики, джаз, тема Игоря. Неожиданно на сцене оказываются все знакомые нам жильцы этого дома. Все они делают утреннюю гимнастику, каждый как бы находится в собственной комнате, но все на виду. Здоровяк выполняет упражнения точно по приказам радиотренера. Аброскин с саркастической миной растягивает эспандер. Светлана крутит хула-хуп. Оля тоже крутит хула-хуп. Бабушка рассыпала спички и собирает их по одной. Супруги Принцкер синхронно делают приседания. Нытик производит вялые движения, как бы глядя на себя в зеркало и переходя от отчаяния к надежде. Футболист отжимает стойку. Элла вытирает лужу на полу. Игорь задумчиво прислушивается к звукам джаза, притоптывает ногой, прикидывает что-то, потом берет свою трубу, начинает импровизацию.

Кисточкин упражняется по системе йогов.

Импровизация Игоря замысловата и печальна. Постепенно все наши знакомые как бы прислушиваются к ней, задумываются, все, за исключением Здоровяка, – тот упражняется.

Треугольников в задумчивости сидит на своем стуле, повернувшись лицом к залу.

ТРЕУГОЛЬНИКОВ

Может быть, я во власти каких-то гнусных чувств? Я могу говорить о чем угодно и даже о предательстве идеалов юности, но… Были ли идеалы у нашей юности? Что, в конце концов, произошло? Никто другой не придал бы этому ни малейшего значения. Подумаешь, он написал очерки о своем героическом путешествии в «край скупого солнца и скупых улыбок», выставил там меня в виде какого-то жизнерадостного кретина, пример для подражания нашему юношеству, вышли в жизнь романтики и так далее, насочинял всякую чушь про ребят, такую чушь, что ребятам проходу потом не было на прииске – ну и что? Кто нас знает, кто запомнил эти чудные очерки? Может быть, причина моей злости в нашем вечном злополучном соперничестве? И в школе, и на стадионе, и с девушками… Бегал он всегда немного быстрее меня и в высоту брал на сантиметр выше, и всегда был лучше меня одет. И никогда мне не забыть истории с той шлюхой из Риги. И когда нас всех выперли из университета, он все-таки удержался… Вот и сейчас – я торчу на прииске уже шестой год, а он так и сыплет словами: «Эр Франс», «Панамерикан»… Вдруг я просто всю жизнь ему завидую, а сейчас сорвался? Нет, дело не в этом. Главное то, что его гнусную муть прочли те немногие люди, которых я люблю, и подумали, конечно, – ну вот и все, вот так на этом все и кончается: один бунтарь получает гонорар, другой – продвижение по службе. И хоть никогда мы и не были бунтарями, все-таки он у меня за предательство получит!

На сцене теперь завтрак в семействе Принцкер. За столом папа, мама, Оля. Входит Бабушка.

БАБУШКА

Я не имею на чем сидеть.

Оля подвигает ей стул, она величественно садится во главе стола, берет газеты, просматривает их.

ПРИНЦКЕР

Что нового в газетах?

БАБУШКА

А ничего. Все, что вчера было по телевизору. (Передает ему газеты.)

ПРИНЦКЕР

Пишут, что летающие тарелки – это оптический обман.

МАМА

Конечно, обман, я никогда иначе и не думала.

ОЛЯ

А по-моему, не обман, по-моему, они действительно существуют, эти замечательные летающие тарелочки.

МАМА

Опять ты противоречишь! Марк, покажи ей – черным по белому написано, что это обман.

ОЛЯ

Это еще ничего не значит.

ПРИНЦКЕР

Оленька, в газете ведь лучше знают.

ОЛЯ

И все-таки я – за тарелки!

МАМА

А я против!

ОЛЯ

А ты, бабушка?

БАБУШКА

(уклончиво). Я за прогресс.

Входит Кисточкин, энергичный, бодрый, иронически улыбающийся. Садится.

КИСТОЧКИН

Доброе утро. Ох, и выспался замечательно.

ОЛЯ

(ядовито). Так уж и замечательно?

КИСТОЧКИН

(посмотрев на нее, весело). Замечательно!

БАБУШКА

Женя, возьмите к селедке масло.

КИСТОЧКИН

Благодарю, я не ем масла, тем более с селедкой.

БАБУШКА

Как? Селедку без масла? Это что-то новое!

МАМА

  75  
×
×