92  

Сразу после смерти Фуке король простил гер­цога Лозена. Уже в 1681 году Лозен вышел на сво­боду. Король знал, что Лозен безопасен. Ибо Фуке держал слово. Он ничего не рассказал Лозену ни об известной ему тайне, ни о таинственном слуге.


Прощание с де Бофором


Итак, мы простились с Фуке, еще одним претендентом считаться Железной Маской.

Окончательно простимся сейчас и с другим претендентом — с герцогом де Бофором. Я уже го­ворил вам, что многие исследователи считали, что под именем слуги Эсташа Доже в Пиньероль был доставлен исчезнувший во время сражения герцог де Бофор. Ибо даты удивительно сошлись. И время исчезновения Бофора — июнь 1669 года, и время появления в Пиньероле таинственного слуги — ко­нец августа того же 1669 года. Хотя, повторюсь, остался вопрос — мог ли Людовик отправить в бес­срочное заточение своего возможного отца? По­чему же не мог, если его пугали опасные разговоры Бофора об отцовстве? Как говорил Наполеон, «в жилах европейских королей вместо крови течет замороженная политика»... Однако события, о ко­торых я только что рассказал, заставляют оконча­тельно отказаться от этой версии.

Ибо содержавшийся в такой секретности странный слуга Эсташ Доже был не только назна­чен слугой к Фуке! Как сообщает Сен-Мар: «Эсташ Доже начал исполнять свои обязанности — при­служивать Фуке!» Но представить, что великий гордец, бесстрашный герцог де Бофор, любовник королевы, внук короля Генриха IV, согласился при­служивать кому бы то ни было?! Нет! Тысячу раз нет! Так что, воистину, герцог де Бофор погиб в жестоком сражении на острове Крит. Наверняка успев сказать свою знаменитую присказку: «Мне надо поспешить к Господу, прежде чем о моей смерти узнает так долго меня ждавший дьявол».

Итак, мой друг, мы знаем судьбы важнейших двоих, которых столь многие историки напрасно считали Железной Маской. Герцог де Бофор и Николя Фуке. Их нам с вами удалось отвергнуть.

Но остались еще два, столь же популярных претендента.

ГЛАВА ПЯТАЯ

ТРЕТИЙ ПРЕТЕНДЕНТ


Это случилось за год до смерти Фуке, в мае 1679 года... В тот великолепный весенний день, к негодованию заключенных, обычные прогулки были отменены и никого не выпускали из камер.

В 2 часа дня (время прогулок заключенных) открылись крепостные ворота, и, громыхая по дурно уложенному булыжнику, во двор въехала ка­рета в сопровождении эскорта королевских гвар­дейцев.

Так загадочно появился в Пиньероле третий претендент на право считаться Железной Маской.

В тюремной карете находился премьер-ми­нистр герцога Мантуанского сорокалетний граф Эрколе Маттиоли. Несчастный был тоже жертвой интриги, но уже интриги собственной.

Наш прославленный победитель в европей­ских войнах «Король-солнце» Людовик XIV мечтал о завоеваниях в Италии. Как же манили короля и слабый Пьемонт, и одряхлевшая, великая и желан­ная Венеция! Но на итальянской границе у короля была единственная крепость — все тот же Пинь­ероль. Для будущих войн Людовик мечтал при­обрести новую цитадель. Взгляд короля остано­вился на мощной крепости Казале, принадлежав­шей герцогу Мантуанскому Карлу IV Гонзага.

Герцог Мантуанский постоянно нуждался в деньгах. Он был слишком большим поклонником и частым гостем Венеции. В XVII веке Венеция, уставшая от бремени Истории, героических завое­ваний, отдыхала и развлекалась. Сюда, как бабочки на огонь, слетались европейские прожигатели жизни. Здесь не было ночей для сна, но лишь бес­сонные ночи. Целая армия шлюх успешно помо­гала гостям республики вкусить все радости про­дажной любви. Но главным соблазном Венеции стали в XVII веке не дамы, но венецианское ноу-хау — первое в мире казино. Именно казино было любимым местом повелителя Мантуи, очарова­тельного герцогства, окруженного красивейшими озерами и неприступными крепостными стенами. В Венецию мантуанский герцог приезжал из своего дворца, похожего на сказочный город-ла­биринт из садов, лоджий и великолепных апарта­ментов, в которых жил дух гения — архитектора дворца Джулио Романо. Самой большой залой дворца была выставочная галерея. Когда-то ее ог­ромные стены были завешаны бесценной коллек­цией картин величайших художников Италии — Мантеньи, Корреджо, Тициана, Тинторетто... Зна­менитые античные статуи стояли вдоль стен гале­реи. Оружие прославленных мастеров, знаменитые гобелены и античные камеи украшали бесчислен­ные залы дворца. Но к XVII веку и галерея, и дворец опустели. Сначала мот-отец герцога беспощадно распродавал великую коллекцию предков. Теперь герцог Карл заканчивал его дело — в венецианском казино спускал остатки — последние сокровища своего дворца.

  92  
×
×