1  

Василий Аксенов


Скажи изюм

Эпиграф

I

«После кино из всех искусств для нас главнейшим является фотография!» (В.Ленин или И.Сталин)

Когда и кем из двух возможных авторов изречена цитата, доподлинно не известно.

В наши дни знаменитый советский фотограф «новой волны» Максим Петрович Огородников, подвыпив в одном парижском частном клубе, внес и свою лепту в науку фотоведения. Вот го, что удалось собрать из его идей: фотография – это связь видимой реальности с астралом. Тайна эмульсии непостижима. Суть фотопроцесса скрыта в перемещении космических и астральных сил. Нам надо лишь по-детски радоваться этой, одной из малых тайн, приоткрытых нам Высшей Милостью, благоговейно предполагать за этой малой сонм великих, а мы объясняем фотографию какой-то механической дурью.

Давайте, господа, говорить об этом, как дети. Я люблю, господа, все, что связано с фотографией, – камеру, сумку, наплечный ремень. Обвешанный аппаратурой, я кажусь себе странствующим рыцарем.

  • Люблю, внезапно отрезвев,
  • увидеть Аттику, Элладу,
  • где, словно туча, дымный Зевс
  • обозревает эспланаду.
  • Люблю предмета смысл и звук
  • в его осмысленном звучанье,
  • пусть непригляден, как паук,
  • пусть непристоен, как овчарня.
  • Люблю всемирный кавардак
  • обозревать, прикрывшись тогой,
  • и в той же тоге, натощак
  • в России, красной и убогой,
  • вести застольный разговор
  • с партийным шишкой, местным вором,
  • и в щи бросать табачный сор,
  • и вора покрывать позором.
  • Люблю в Москве поднять самум,
  • друзьям устроить перекличку…
  • Say cheese, my friends! Скажи изюм!
  • Вниманье, вылетает птичка!
  • Я грешен, братцы, признаюсь
  • И опускаюсь на колени:
  • бывают дни – я, пьяный гусь,
  • девиц без устали и лени
  • ищу, но сквозь похмельный квас
  • вдруг вижу все по старой моде -
  • две пары лыж, жену, Кавказ
  • и месяц ранний на восходе.
  • Мучительна ничтожеств фальшь,
  • но видит все незримый зритель,
  • когда нечистый палец ваш
  • тайком тревожит проявитель.
  • Я выхожу. Мой Хассельблад
  • плечо мне тянет. Ночь в округе
  • Направо ль Рай? Налево ль Ад?
  • Куда летим в московской вьюге?
  • Но щелкает мой автомат…
  • Лицо космической подруги
  • освещено. Сто тысяч ватт.
  • Из темноты летят пичуги.
  • Широкофокусный охват.
  • Валъсок, тангошка, буги-вуги…
  • И стар, и млад, и леопард
  • на нашей крохотной фелюге,
  • плывущей в некий фотосад…

Вот почему, собственно говоря, милостивые государыни и милостивые государи, я так интенсивно всю жизнь увлекаюсь фотографией.

Однако как все началось в плане развития не пьяных откровений, а социалистического фотореализма? Как возникла могучая отрасль искусства, перед которой нынче даже советская ли-тература, такой незаменимый подручный партии, бледнеет?

II

Существует в своде народной мудрости наших дней еще одно изречение, относящееся к фотографии. ЖЕЛУДКИ У ЛЮДЕЙ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ – так гласит это изречение, которое приписывают то ли Ленину опять же, то ли Сталину, то ли всему советскому народу. Эта мудрость почему-то не выносится на плакаты и транспаранты, однако в Союзе советских фотографов она известна всем. Особый идейный смысл фразы предусматривает широкие теоретические толкования, однако и практического употребления цитатка не избежала, в частности, для борьбы с пьянством в ресторане «Росфото».

Арифметически средний член СФ СССР за один присест в этом знаменитом ресторане употребляет не менее полукилограмма водочного изделия. Остерегись, Коля, говорит ему метрдотель Андрианыч. Желудки ведь у людей бывают разные. Знаю, рявкает в ответ арифметически средний. Наливай!

Ресторан этот, как ни странно, и до большевистской революции назывался точно так же, ибо в этом здании помещалась мелкобуржуазная организация фотографов, пытавшаяся насадить в российской фотографии нравы махрового объективизма. Не переименовали ресторан по чистому недоразумению. Большевики любую аббревиатуру полагали собственным изобретением, ну а народ российский все старое очень быстро позабыл, все вокруг связал со своей единственно возможной властью. Кому, например, в голову придет полюбопытствовать происхождение славных буденновских войлочных шлемов с шишаками, их длиннейших шинелей с бранденбурами, петлицами и геометрическими фигурками знаков отличия? Подразумевается как бы, что сам Семен Михайлович на пару с Климентом Ефремовичем разработали этот изысканный дизайн, от которого за версту несет «Миром искусства» и ранним модерном со скифскими инспирациями. Полностью забыто, что разработано это было художником Васнецовым в 1916 году, что новая форма была заготовлена еще при старом режиме и большевикам только и оставалось, что вскрыть московский Арсенал, нашить под шишаки свои звезды и мчаться в атаку на Варшаву.

  1  
×
×