96  

Непогрешимое учение Папы может противоречить прежним учениям Церкви (если только последние сами не были облечены статусом непогрешимости), но сам Папа не может использовать собственную непогрешимость для ретроспективного наделения статусом непогрешимости заявлений других людей путем согласия с ними. Как не становится автоматически непогрешимым все, что произносится Папой ex cathedra: он должен особо выделить, что есть что в его выступлении.

Требования эти, надо признать, чрезмерны даже для Папы Римского, а потому нет ничего удивительного, что с 1870 г. своим правом провозглашать новые учения ех cathedra Папа воспользовался только однажды. В 1950 г. Папа Пий XII провозгласил догмат о телесном вознесении Девы Марии после смерти на небо. Праздник этот известен как Успение Пресвятой Богородицы и отмечается 15 августа. Папа сделал это, поскольку Успение, хоть и отмечалось с VI века, не имело повествовательных подтверждений в Святом Писании. Сделав его догмой (от греч. глагола dokein, «казаться верным»). Папа раз и навсегда снял все сомнения. (Хотя богословы по сей день не могут прийти к согласию относительно того, вознеслась ли Дева Мария на небеса до или после смерти.)

Несмотря на то что всего один Папа за всю историю человечества произнес всего одно непогрешимое суждение, Ватикан решил, что содержание апостольского послания «Ordinatio Sacerdotalis» («О посвящении в священство») (1994) Папы Иоанна Павла II, где ясно сказано, что священниками Римской католической церкви могут быть только мужчины, непогрешимо, несмотря даже на то, что Папа не сказал об этом прямо.

Если Ватикан прав, то любой будущий Папа, который допустит священническое рукоположение женщины, тут же сам предаст себя анафеме.

Каковы четыре главные религии Индии?

Индуизм, ислам, христианство, сикхизм – и именно в этом порядке. Но не буддизм: несмотря на то что буддизм зародился в Индии, его сегодняшняя духовная родина – Тибет.

Вот цифры последней имеющейся у нас переписи индийского населения (2001): индусы 80,5 %, мусульмане 13,4 %, христиане 2,3 % и сикхи 1,9 %. Свыше трех четвертей населения Индии причисляют себя к последователям индуизма – старейшей из практикумых (непрерывно) религий мира, а мусульманское сообщество Индии, при численности 145 миллионов, – третье по величине в мире, после Индонезии и Пакистана. В Индии около 25 миллионов христиан (почти столько же, сколько в Соединенном Королевстве, где их 29 миллионов) и 15 миллионов сикхов.

Буддисты составляют лишь 0,7 % населения Индии. В Новой Зеландии процент исповедующих буддизм (1,08 %) даже выше, чем в Индии. Численность членов влиятельной индийской аскетической секты джайнов еще меньше – около 0,5 %. Самые малочисленные в Индии – атеисты: лишь 0,1 % населения, согласно переписи, считаются «неопределившимися».

Буддизм зародился в Индии и наращивал влияние на протяжении тысячи лет. И все же большинство приверженцев буддизма сегодня проживают в Китае (в особенности в Тибете, где до недавнего времени каждый шестой житель мужского пола был монахом-буддистом), а также в Японии и странах Индокитая. Также это господствующая религия в Шри-Ланке.

В Индии буддизм постепенно исчезал начиная с VI века. И хотя индуизм впитал многие его правила и порядки (например, вегетарианство) и принял Будду в пантеон богов, буддизм всегда был религией монашеской, основывающейся на отстраненности и медитации. Из-за этого он был не столь привлекателен для государственных правителей Индии, которым нравилось добиваться популярности путем красочных, роскошных индуистских празднеств. В X веке, с приходом в Индию ислама, буддизм в конце концов был низведен до его нынешнего статуса «крошечного меньшинства».

Хотя «крошечный» он лишь в относительном выражении. 0,7 % населения Индии – это, на минутку, 7,5 миллиона человек, что делает буддистское сообщество Индии девятым по величине в мире.

Кроме того, буддистов в Индии в два раза больше, чем последователей джайнизма. Его духовный отец Махавира (599–527 гг. до н. э.), чье имя означает «Великий Герой», основал джайнизм на северо-востоке Индии – в той же области и почти одновременно с Буддой (563–483 гг. до н. э.), чье имя переводится как «Пробудившийся», «Просветленный». Оба были выходцами из благородных семей; оба же ушли от мирского и из семьи в возрасте около тридцати лет. Махавира стал странствующим аскетом и большую часть жизни не носил никаких одежд.

  96  
×
×