95  

Хотим мы того или нет, но факт остается фактом: подобно крысам, гиппопотамам, совам и муравьедам, быки не различают цвета. Бык бросается не на красное — в бешенство его приводят угрожающие движения плаща матадора; цвет же лишь служит в угоду толпе.

Собаки различают желтый и голубой, но не могут отличить красное от зеленого. На светофоре собаки-поводыри решают, можно ли переходить улицу, слушая шум транспортного потока. Отсюда и пикающие сигналы на современных пешеходных переходах.

Совсем иное дело — цыпленок.

Работники птицеферм слишком хорошо знают, что происходит, когда цыпленок «увидел красное». Стоит на одном из них появиться капельке крови, как остальные тут же бросаются на беднягу и принимаются клевать точно одержимые.

Такое каннибальское поведение — если пустить его на самотек — может приводить к массовому смертоубийству и стремительному снижению поголовья на птицеферме.

Традиционное решение данной проблемы — подрезать цыплячьи клювы горячим ножом: тупой клюв причиняет гораздо меньше ущерба. Однако в 1989-м компания «Анималенс» предложила кардинально иной выход из ситуации: они запустили в производство красные контактные линзы для куриц-несушек. Первые результаты эксперимента казались обещающими: поскольку все вокруг стало красным, куры меньше дрались и, коль скоро их активность значительно понизилась, меньше ели, продолжая нести то же количество яиц.

Яйцепроизводящая индустрия дает очень не большой процент прибыли — 1,6%. Всего в США в то время было 250 миллионов несушек, из которых 150 миллионов содержались на пятидесяти птицефермах. Красные контактные линзы обещали тройной прирост прибыли.

К сожалению, процесс «надевания» контактных линз оказался чересчур трудоемким и хлопотным. Лишенные доступа кислорода, куриные глаза быстро деградировали, причиняя птицам страдание и боль. Под нажимом защитников прав животных «Анималенс» пришлось отказаться от производства своей продукции.

Какого цвета были настоящие умпа лумпы?

а) Черные.

б) Золотистые.

в) Разноцветные.

г) Оранжевые.

В первом издании (1964) классического детского романа Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» неутомимые и преданные умпа лумпы были черными, а не оранжевыми.

Даль описал их как племя из 3000 пигмеев, вывезенных мистером Вонкой из «самого непроходимого и самого темного уголка африканских джунглей, куда не ступала нога белого человека», чтобы заменить уволенных с фабрики белых работников. Умпа лумпы питались исключительно шоколадом, хотя до этого ели только «жуков, гусениц, листья эвкалиптов и кору дерева бонг бонг».

Несмотря на громадную популярность первого издания, авторское описание озорного народца с его явным намеком на рабство слишком уж попахивало расизмом, и в начале 1970-х американское издательство «Кнопф» настояло на изменении текста. В 1972 году вышло переработанное издание книги. Черные пигмеи исчезли, а вместо них пришли умпа лумпы, похожие на маленьких хиппи с длинными «золотисто-каштановыми волосами» и «розовато-белой кожей».

Позднее иллюстратор книг Даля Квентин Блейк изобразил их эдакими разноцветными футуристическими панками со стрижками типа ирокез. В обеих голливудских экранизациях — 1971 и 2005 года — умпа лумпы выглядели как оранжевые эльфы.

Далю жутко не понравился фильм 1971 года — в немалой степени из-за того, что сценарист Дэвид Зельцер (позднее написавший «Омен») заставил (без разрешения автора) мистера Вонку сыпать поэтическими цитатами, которых не было в книге.

Название фильма тоже изменили: он стал называться «Вили Вонка и шоколадная фабрика» — якобы потому, что в то время в США слово «Чарли» было уличным жаргонным прозвищем афроамериканцев.

Какого цвета было трико Робина Гуда?

Красного.

Самые ранние истории о Робине Руде относятся к XV веку.

В наиболее пространной и наиболее важной из них, «A Gest of Robyn Hode» («Малая песня о Робине Гоуде»), Робин и его «веселая ватага» одеты в «алые мантии» из полосатой ткани.

В других балладах Робин появляется то в красном, то в алом, тогда как его молодцы неизменно облачены в зеленое. Тем самым подчеркивается статус Робина как командира: в средневековой Англии «алое» сукно считалось наиболее дорогим, поскольку для его окрашивания использовали кермес, добывавшийся из высушенных самок кермесовых червецов (Kermes ilicis).

  95  
×
×