25  

То же относилось и к дискурсу. Я начинал догадываться, что схватка двух интеллектуалов, где один выступает цепным псом режима, а другой бесстрашно атакует его со всех возможных направлений - это не идеологическая битва, а дуэт губной гармошки и концертино, бэкграунд, который должен выгоднее оттенить реальную идеологию, сияющую из гадючей мглы.

— Если гламур - это идеология режима, - сказал Иегова, - то важнейшими из искусств для нас являются пиар, джиар, биар и фиар. А если попросту, реклама.

"Джиар", кажется, означал "government relations". Что такое "биар" и "фиар", я не знал, но поленился спросить.

Рекламе было посвящено два урока. Мы изучали не человеческие теории на этот счет (Иегова назвал их шарлатанством), а только саму центральную технологию, равно относящуюся к торговле, политике и информации. Иегова определял ее так: нигде не прибегая к прямой лжи, создать из фрагментов правды картину, которая связана с реальностью ровно настолько, насколько это способно поднять продажи. Это звучало просто, но было одно важное уточнение: если связь с реальностью не могла поднять продажи (а она, как правило, не могла), связаться следовало с чем-нибудь другим. Именно сквозь это игольное ушко и шли все караваны.

Среди примеров, иллюстрировавших эту идею, был, например, следующий лингвогеометрический объект: /сверстать как правильный крест, увеличив интервал между строк/


  • Об этом не говорят.
  • Такое не забывают.
  • Вот - корень всего.
  • Источник, из которого вышли мы все - и ты, и те, кого ты пока что считаешь "другими".
  • Не где-то там, в Гималаях - а прямо в тебе.
  • Реально и ощутимо.
  • Надежно и всерьез.
  • Это по-настоящему.

Пояснение было следующим:


"Пр.3. Нетрадиционное позиционирование анально-фаллической пенетрации с привлечением контекстов, ортогональных станадартному дискурсу сабжа."


— А почему крест? - спросил я Иегову.

Иегова вытряхнул из пробирки на палец капельку прозрачной жидкости, слизнул ее, и некоторое время вглядывался в невидимую даль.

— Ты дальше не посмотрел, - сказал он. - "Почему крест?" - это слоган концепции.

Примером применения центральной технологии в политическом бизнесе был, наприметр, проект лоялистского молодежного движения "True Batch Надежды" (служебный рубрикатор "Surkoff_Fedayeen/built305"). Проект был рассчитан на пробуждение позитивного интереса у англоязычных СМИ и основывался на цитате из позднего Набокова, переводящего раннего Окуджаву:

  • "Nadezhda I shall then be back
  • When the true batch outboys the riot…"
  • /"Надежда я приду тогда, когда правильная шобла перепацанит
  • беспорядки…" - англ./

Вопроса "почему трубач?" у меня не возникло. Короткий курс рекламы остался позади и мы вернулись к общей теории гламура.

Сейчас мне немного смешно вспоминать ту важность, которую я придавал своим тогдашним озарениям, записывая их аккуратным почерком в учебной тетради:


"Потребность в научном коммунизме появляется тогда, когда пропадает вера в то, что коммунизм можно построить, а потребность в гламуре возникает, когда исчезает естественная сексуальная привлекательность."


Впрочем, после знакомства с линейками "подиумное мясо 05-07" и "шахидки Вельзевула ultimate" (какой-то вампир-женоненавистник обозвал так девушек-моделей) эта мысль подверглась важному уточнению:


"Все не так просто. Что такое естественная сексуальная привлекательность? Когда с близкого расстояния рассматриваешь девушку, которая считается эталоном красоты, видны поры на ее коже, волоски, трещины.

В сущности, это просто глупое молодое животное, натертое французским кремом.

Ощущение красоты и безобразия рождается, когда отдаляешься от рассматриваемого объекта, и черты лица редуцируются до схематической картинки, которая сравнивается с хранящимися в сознании мультипликационными шаблонами. Откуда берутся эти шаблоны, непонятно - но есть подозрение, что сегодня их поставляет уже не инстинкт размножения, направляемый генетическим кодом, а индустрия гламура. В автоматике такое принудительное управление называется "override". Итак, гламур так же неисчерпаем, как и дискурс."


Были смешные моменты. Один образец оказался в моей программе дважды под разными номерами. Обозначен он был так:

"куратор худпроектов Rh4"

  25  
×
×