207  

В этот же день американские самолеты нанесли тяжелые повреждения авианосцу «Хирю». 5 июня он был потоплен своим эскадренным миноносцем.

Японские бомбардировщики тяжело повредили американский авианосец «Йорктаун», который 6 июня был атакован японской подводной лодкой и утром следующего дня затонул.

В результате сражения у Мидуэя японцы потеряли 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев); линейный корабль, тяжелый крейсер, 3 эсминца и 1 транспорт получили повреждения. 5 июня Ямамото отменил высадку десанта на Мидуэй, отозвал северные соединения с Алеутских островов и начал отход всех сил флота на свои базы.

Американцы потеряли: тяжелый авианосец, эсминец и 150 самолетов, в том числе 30 базировавшихся на Мидуэе. Произошедшее морское сражение изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу флота США: у японцев остались 1 тяжелый и 4 легких авианосца против 3 тяжелых у американцев. (Советская военная энциклопедия. Т.5., С. 277.) К тому же японцы не могли догнать американцев в их строительстве. В Японии строились или ремонтировались 6 авианосцев, а в США было заложено не менее 13 обычных и 15 эскортных авианосцев.

После этих событий японцам уже стало невозможно осуществлять активные наступательные операции. При поддержке флота американские силы перешли к контрнаступлению на Тихоокеанском театре.

Список рекомендуемой литературы и источников

1. История войны на Тихом океане: В 5-и т. / Под общ. ред. У. Сейдзиро. — Т.4. — М., 1958.

2. История второй мировой войны. 1939–1945: В 12-и т. / Ред. кол. А. А. Гречко (глав. ред.) М., 1975. — Т.5. — С. 391–396.

3. Кампании войны на Тихом океане. Материалы по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединенных Штатов. — М., 1956.

4. Нимиц Ч., Поттер Э. Война на море. (1939–1945). — М., 1965.

5. Роскилл С. Флот и война. — Т.2. — М., 1970.

6. Советская военная энциклопедия: В 8-и т. / Гл. ред. комис. Н. В. Огарков (пред.) и др. — М., 1978. — Т.З. — С. 276–278.

7. Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. — М., 1958.

8. Шерман Ф. С. Американские авианосцы в войне на Тихом океане. — М., 1956.

Сражение за остров Гуадалканал (1942–1943 годы)

Американское командование стремилось использовать победу у атолла Мидуэй, чтобы перейти от обороны к контрнаступлению на Тихом океане. Объединенный комитет начальников штабов США запланировал морскую десантную операцию с целью захватить и удержать Тулаги и прилегающие позиции (острова Гуадалканал и Флорида), а также острова Санта-Крус, чтобы не допустить использование этих районов противником. В последующем намечалось продвижение на северо-запад.

Японское командование намеревалось возобновить операции против порта Морсби и создать военно-морскую базу к востоку от него в южной части Соломоновых островов, способствуя тем самым укреплению обороны индонезийско-филиппинского направления. Оно предвосхитило планы американцев по захвату восточных Соломоновых островов, как и Папуа. 5 июля 1942 года американские разведывательные самолеты донесли, что японцы перебросили часть сил из Тулаги на соседний, более крупный остров Гуадалканал (примерно 150 км в длину и около 40 км в ширину) и строят взлетно-посадочную полосу на его северном побережье в Лунга-Пойнте. Японцы рассчитывали с помощью авиации, базировавшейся на этом аэродроме, создать угрозу американцам на Новых Гебридах и в Новой Каледонии, находящихся к северо-западу и западу от островов Фиджи и к юго-западу от островов Эллис и защитить свой морской фланг продвижения в Папуа. (Фуллер Дж. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Стратегический и тактический обзор- М., 1956. С. 253.) Так о. Гуадалканал стал главным объектом операции.

Согласно директиве американского командования десантная операция «Уотчтауэр», общее руководство которой возлагалось на командующего силами южно-тихоокеанского района вице-адмирала Р. Гормли планировалась на начало августа. К ее проведению привлекались большие силы: авианосное соединение под командованием адмирала Ф. Флетчера десантное соединение под командованием адмирала Р. Тернера, а также соединение авиации берегового базирования под командованием контр-адмирала Д. Маккейна. В состав этих соединений входили' 3 авианосца, линейный корабль, 14 крейсеров, 35 эсминцев 19 транспортов с частями 1-й дивизии и одного полка 2-й дивизии морской пехоты на борту (19,5 тысяч человек), 287 самолетов берегового базирования. (История второй мировой войны. 1939–1945. — Т 5 М. 1975 С. 398.) Авиация берегового базирования осуществляла поддержку из Порт-Морсби, Квинсленда и с других островных взлетно-посадочных полос. Этим силам противостоял японский 8-й флот, находившийся в Рабауле, батальон (около 400 человек) и 2 700 чело-век из строительной команды на о. Гуадалканал, а также авиация берегового обеспечивания. (Шерман Ф. Американские авианосцы в войне на Тихом океане. М., 1956. С. 123–124, 144.

  207  
×
×