214  

Приведем еще два стихотворения Мистраль:

Молчащая любовь

  • В словах прямых, на точность цифр похожих,
  • Могла б я ненависть излить при встрече;
  • Но я люблю, моя любовь не может
  • Довериться людской туманной речи.
  • Ты хочешь жалобу ее услышать,
  • Но из таких глубин она исторгла
  • Свой огненный поток, что он чуть дышит,
  • Что он немеет, не дойдя до горла.
  • Я — тот сосуд, что вровень с краем налит,
  • Тебе ж кажусь фонтаном без движенья.
  • Мое молчанье целый мир печалит,
  • Оно страшней, чем смерти наступленье.

(Перевод О. Савича)

«Мыслитель» Родена

  • На руку грубую склонившись головою,
  • Мыслитель думает: червей добыча он;
  • И сам он гол, как червь, лицом к лицу с судьбою;
  • Он ненавидит смерть, был в красоту влюблен.
  • Он был влюблен в любовь весною огневою,
  • Но гибнет осенью от правды и тоски.
  • На лбу стоит печать «Ты смертен», — и ночною
  • Тревогой схваченный. Он в бронзе взят в тиски.
  • От боли мускулы сжимаются все туже,
  • Морщины вырезал и вел в гримасу ужас.
  • Как лист осенний, весь он сжался, милосердья
  • Не знает грозный зов… И вот ни сук горящий,
  • Ни лев израненный не корчатся так в чаще,
  • Как этот человек, чья мысль одна — о смерти.

(Перевод О. Савича)


После смерти Габриелы Мистраль Пабло Неруда сказал: «В моей стране много поэтов, много поэтов есть и во всей Америке, но трудно поверить, что может когда-нибудь еще родиться у нас поэтесса такого огромного таланта и большой души».

Геннадий Иванов

Борис Леонидович Пастернак

(1890–1960)

Мастерство поэта проявляется особенно ярко, когда он начинает заниматься переводами. Пастернак переводил много — Шекспира, Гёте, Китса, Шелли, Верлена, Рильке, Бараташвили и других грузинских классиков… В его переводах сразу бросается в глаза «зернистость», «грубость», «смачность», «крепость» языка. Это отмечают все, писавшие о переводах поэта. И его оригинальные стихи отличаются этими качествами в полной мере.

Говорят, стиль — это человек. Поэзия Пастернака — это зеркало поэта.

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля по новому стилю) 1890 года в Москве, в Оружейном переулке. Отец его был известным живописцем, а мать — талантливой пианисткой. Все детство Пастернака было заполнено музыкой. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства… жизни вне музыки я себе не представлял», — писал впоследствии он.

Семья Пастернаков жила несколько лет в казенной квартире Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. С детства Борис видел у себя дома много знаменитых людей. В училище преподавали Поленов, Серов, Коровин, историю вел Ключевский, среди учеников в эти годы были Фальк, Машков, П. Кузнецов, Ларионов, Гончарова.

Стихи Пастернак начал писать в 1909 году, но серьезного значения им не придавал. Он окончил классическую гимназию, потом учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Окончил его в 1913 году. Затем уехал в Германию продолжать философское образование. Скоро понял, что он совершенно чужд философской систематичности, бросил учебу в Марбурге и отправился в Италию — созерцать шедевры живописи и скульптуры.

Со своими первыми стихами Пастернак выступил в 1913 году, а уже в 1917-м выпустил книгу «Сестра моя жизнь», сразу выдвинувшую его в число крупных поэтов.

После Октябрьской революции поэт примкнул к литературной группе «Леф», возглавляемой Маяковским. Надо сказать, что Маяковский высоко ценил его.

Пастернак посвятил революции две поэмы — «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1929 году вышел его сборник «Поверх барьеров». В 1932 году — книга стихов «Второе рождение», стихи военных лет (1941–1945) составили сборник «На ранних поездах».

Исследователи пишут, что истоки поэтического стиля Пастернака — в модернистской литературе начала XX века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихи его сложны по форме, насыщены метафорами. Образы предельно субъективны, ассоциативны. Позднее Пастернак пересмотрит свое раннее творчество и заявит, что не любит своего стиля до 1940 года. Но и в ранних его стихах чувствуются свежесть восприятия мира, глубина и искренность поэтических жестов.

  214  
×
×