168  

После Первой мировой войны Фрейд определяет еще одну детерминанту человеческого поведения — инстинкт смерти. Психическое возбуждение воспринимается как нежелательное, ненужное, а единственным способом избежать его представляется переход к неживой материи. Отсюда и возникает бессознательная тяга к смерти, а с другой стороны, человеку всегда сопутствует естественный страх перед смертью. Этот конфликт и определяет те силы, которые влияют на поведение человека. Эту свою теорию Фрейд излагает в произведении «По ту сторону принципа наслаждения».

В последние десять лет жизни Фрейд занимается анализом и обобщением своих представлений о природе человека, общества и культуры. Именно в культуре общества он видит первопричину всех существующих неврозов. Он обобщает многолетний опыт психоанализа и рассматривает это учение уже концептуально. В это время Фрейд больше не занимается клинической работой, а сосредоточивается на обучении психоаналитиков и творческой работе.

После захвата Австрии нацистами в 1938 г. ученый оказывается узником еврейского гетто в Вене, лишь огромный международный резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов помогли ему выбраться оттуда. Последние месяцы жизни Фрейд провел в Англии. Рак гортани не давал ему работать и причинял сильные боли. Решив, что дальнейшее его существование будет бессмысленно, Фрейд прибегнул к помощи врача, попросив его о приближении смерти. Умер он 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет.

Значение трудов Зигмунда Фрейда трудно переоценить. Хотя он и не был основателем психоанализа, тем не менее именно Фрейд определил большинство основных понятий и методов, которыми пользуются современные психоаналитики. Более того, он определил те принципы, по которым в дальнейшем развивалась психология. Очень ревностное отношение Фрейда к своему творчеству повлияло на то, что многие из последователей не только продолжали развивать его взгляды, но и основывали свои собственные теории. Учение Фрейда вызвало большой резонанс не только в науке, но и в обществе, во многом изменив представления людей о самих себе и окружающем мире.

ФРОММ ЭРИХ.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье. Юный Эрих намеревался в дальнейшем заняться изучением иудаизма. Этому способствовал весь уклад семейной жизни — его мать была дочерью раввина, отец — внуком раввина. Во Франкфурте Фромм посещал школу, в которой преподавались основы вероучения и религиозные традиции.

Но он не стал продолжать изучение религии, а отправился в Гейдельберг заниматься психологией и социологией. Психоаналитическую подготовку он завершил в Берлинском институте, после чего открыл собственную частную клинику. Широкая практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для осмысления соотношения биологического и социального начал в формировании человеческой психики.

С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных предписаний и норм. Эрих Фромм сделал вывод, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество и изоляция. Он был уверен в том, что в каждый исторический период было характерно развитие индивидуальности, поскольку люди боролись за достижение большей личной свободы в развитие всех своих потенциальных возможностей. Фромм считал, что перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит дилемма: невиданная свобода от жестких социальных, политических и экономических Офаничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму.

Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной всех трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Для преодоления чувства одиночества, собственной незначительности и отчужденности, сопутствующих свободе, человек выбирает один из путей.

Первый путь — это отказ от свободы и подавление своей индивидуальности. Фромм выделил несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». Первая из них — авторитаризм — определяется как тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, для того чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. Люди с садомазохистским типом характера, видя причины своих жизненных неудач и стремясь удалить их, направляют свою агрессию на человека, который и представляется им виновником всех бед.

  168  
×
×