181  

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ.

Карл Густав Юнг родился в 1875 г. в швейцарском местечке Кесвиль, в семье небогатого деревенского священника. Семья Юнгов принадлежала к «хорошему» обществу, но едва сводила концы с концами. Его детство и юность прошли в бедности. Юнг получил возможность учиться в лучшей гимназии Базеля только благодаря помощи родственников. Необщительный, замкнутый подросток, он так и не приобрел друзей. К внешней среде он приспосабливался с трудом, очень часто сталкивался с непониманием окружающих, предпочитая погружаться в мир собственных мыслей. Он как раз и представлял классический случай того, что сам называл впоследствии «интроверсией».

Окончив Базельскую гимназию, он поступает в 1895 г. в университет. Сам Юнг видел себя в будущем врачом, намереваясь серьезно заниматься хирургией. Но через некоторое время он изменил свое первоначальное решение. Когда Юнг практиковался в клинике и готовился к государственному экзамену, в его руки случайно попал учебник по психиатрии.

На первой странице Юнг прочитал, что психиатрия есть «наука о личности». Тут же он принял решение, которое удивило всех, — серьезно заняться этой наукой. В те годы психиатрия считалась самым непрестижным для медика занятием, поскольку все успехи медицины в XIX в. не привели к заметным результатам в лечении психических заболеваний.

Еще в отрочестве Карл Густав пришел к отрицанию религиозных представлений своего окружения. Живой опыт божественного был явлен многочисленными сновидениями: во сне являлись чудовищные, страшные образы. Поэтому свои мемуары он не зря назвал «Воспоминания, сновидения, размышления» — сновидения играли огромную роль в духовной жизни Юнга с раннего детства, и на анализе сновидений позже строилась вся его психотерапевтическая практика.

В сновидениях Юнга той поры важен был один из мотивов: он наблюдал образ наделенного магической силой старца. Интерес к далекому прошлому, как к чему-то постоянно сопровождающему нас сегодня, был характерен для Юнга еще в юности. В повседневных его заботах жил замкнутый юноша — личность номер один, а в снах являлась личность номер два, совершенно противоположная первой.

В 1900 г. Карл Юнг принял решение работать в качестве ассистента в клинике Бургхельцли. За годы работы в этой клинике Юнг многого добился — он достиг улучшения состояния многих больных. Юнг задался целью изменить структуру психиатрии, поскольку до него психиатры игнорировали психологию душевнобольных. А с 1905 г. он начинает читать курс психиатрии в Цюрихе и в это же время занимает пост главврача в университетской клинике. В этом же году он основывает лабораторию экспериментальной психопатологии при психиатрической больнице, где вместе со своими студентами изучает всевозможные психические реакции.

Психология сделалась для Юнга наукой наук — именно она, как он считал, должна дать современному человеку целостное представление, мировоззрение. Кроме «философии жизни», его не обошла стороной и мода на оккультизм. На протяжении нескольких лет Юнг принимал участие в спиритических сеансах, познакомился с обширной литературой по астрологии и другим «тайным» наукам.

В 1902 г. Карл Юнг закончил работу над докторской диссертацией «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Данная работа до сих пор сохранила научное значение — Юнг дает в ней психологический и психиатрический анализ медиумического транса, сопоставляет его с галлюцинациями и помраченными состояниями ума. Юнг считает, что у поэтов, пророков, мистиков, основателей различных религиозных движений наблюдаются те же состояния, которые психиатр встречает у больных.

С 1906 г. между Карлом Юнгом и Фрейдом начинается оживленная переписка, продолжающаяся до 1913 г. В эти годы они обмениваются опытом, различными теориями, работами, среди которых Юнг посылает и свою работу «Психология Dementia praecox». Фрейд и Юнг выработали собственные культурологические концепции, которые хотя и спорны, но занимают достойное место в системе культурологических знаний.

В 1890 г. Юнг, работая в Цюрихской клинике, становится его открытым последователем и пропагандистом теории. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом с ним не соглашался, а в 1913 г. их отношения и вовсе завершаются разрывом.

  181  
×
×