71  

Теория памяти имеет большое значение в творчестве Бергсона. Он говорил, что понятием «память» обычно объединяют две радикально отличные вещи, и подробно рассматривал это различие. Причину этого он видит в двух различных формах переживания прошлого.

Во-первых, оно существует в виде двигательных механизмов. Объяснял это Анри Бергсон следующим образом. Например, о человеке говорят, что он помнит стихотворение, если может повторить его наизусть, т.е. если он приобрел некоторую привычку или механизм, позволяющие ему повторить ранее проделанное действие. Но он мог бы, по крайней мере теоретически, быть способным повторить стихотворение, и не помня тех предыдущих случаев, когда он его читал. Таким образом, этот вид памяти не включает осознания прошедших событий.

Второй вид, который, по мнению Бергсона, только один и заслуживает названия «памяти», представлен воспоминаниями тех отдельных случаев, когда человек читал стихотворение. Каждый такой случай не похож на другие случаи и связан с определенной датой. Это не вопрос привычки, ведь каждое событие происходило только однажды и произвело впечатление сразу. Предполагается, что каким-то образом все, что когда-нибудь с нами случалось, помнится, но, как правило, доходит до сознания только то, что полезно Кажущиеся провалы в памяти, как доказывает Бергсон, являются в действительности провалами не психической памяти, а моторного механизма, вводящего память в действие Эта теория была подтверждена физиологами, а также клиническими случаями потери памяти, из которых, как утверждает Бергсон, следует, что истинная память не является функцией мозга

В 1888 г. Бергсон переехал в Париж, где стал преподавать вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем в Коллеж Роллен (1889—1900) и Высшей нормальной школе.

В 1900 г. Бергсон был избран профессором Коллеж де Франс Его лекции вызывали огромный интерес у образованной публики, на них же основывается и его главный труд — «Творческая эволюция», изданный в 1907 г. «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только ученого, но и писателя, и в 1927-м он получил Нобелевскую премию по литературе.

В этой работе Бергсон показал картину эволюционного процесса, метафорически названного «жизненным порывом». Развертывание этого процесса приводит к возникновению и развитию жизни на Земле; главные линии эволюции — инстинкт и интеллект. Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограничена сферой «неорганизованной материи» и может постигать лишь отношения между вещами. Следует же опираться на непосредственное видение вещей, на интуицию, и в конечном итоге совокупность интуиции должна дать целостное представление о реальности.

Бергсон понимал эволюцию как творческий процесс. Побуждение к действию, неопределенное желание существует заранее, но пока желание не удовлетворено, невозможно знать природу того, что удовлетворит это желание. Так, Бергсон приводил пример того, как происходит процесс творческой эволюции. Мы, писал он, можем предполагать наличие у лишенных зрения животных некоторого смутного желания, чтобы быть осведомленными об объектах до соприкосновения с этими объектами. Отсюда усилия, которые в конце концов привели к созданию глаз. Зрение удовлетворило это желание, но заранее зрение нельзя было представить. На этом основании эволюцию нельзя предсказать, и детерминизм не может служить средством опровержения защитников свободы воли.

Рассматривая главные линии эволюции, Бергсон сравнивал их, причем это сравнение было явно в пользу инстинкта. Интеллект, по его мнению, — это несчастье человека. Различие между интеллектом и инстинктом является основным в психологии Бергсона. Инстинкт в своем лучшем проявлении называется интуицией. Интеллект, разделяющий вещи, согласно Бергсону, — это род сна: он не активен, как должна быть вся наша жизнь, но чисто созерцателен. Когда мы спим, говорил Бергсон, наше «Я» рассеяно, наше прошлое разбито на куски; вещи, которые в действительности взаимопроникают друг в друга, кажутся отдельными твердыми телами.

Интеллект в творчестве Бергсона связан с пространством, а инстинкт или интуиция связаны с временем Одной из наиболее примечательных черт его психологии является то, что в отличие от большинства мыслителей он рассматривает время и пространство как принципиально различные субстанции. Пространство — это характеристика материи, оно в действительности иллюзорно, полез-

  71  
×
×