197  

Советской эпохе с её планами поворота северных рек идея Трансуральского водного пути пришлась очень даже по нраву. Профессор П. П. Семёнов-Тян-Шанский в книге «Поволжье» (Издание Волжского государственного пароходства и транспечати Н. К. П. С., 1926) писал: «Между тем в XX в. воскрес высказанный ещё в XVIII столетии академиком Палласом проект соединения Камского бассейна с Обским путём устройства на равнине короткого канала между Чусовой и Исетью в их верхнем течении. Несмотря на всю огромную важность прямого соединения русских рек с сибирскими, он ещё не осуществлён…Заводские рабочие, конечно, не преминут принять самое деятельное участие в такого рода сооружениях». Но «рабочие» все-таки «преминули», и осуществление проекта пока не шло дальше геолого-топографических изысканий, инженерных планов и деклараций о намерениях.

Впрочем, эти планы сослужили хорошую службу, когда от нехватки воды стал «задыхаться» промышленный Свердловск. По наработкам проекта Трансуральского водного пути в 1940 году началось строительство Волчихинского водохранилища на верхней Чусовой.

ВОЛЧИХИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Плотина водохранилища находится между горами Волчиха и Маслова на 135-м км от истока Чусовой. Длина водохранилища около 10 км; средняя глубина 2,8 м; наибольшая глубина — 8 м; площадь зеркала — 37,1 км2.

Какой была Чусовая на месте водохранилища, можно получить представление из отчёта о путешествии горного начальника Клеопина в 1735 году: «Было место трудновато для частых островов, при том же в старицу течение есть, и показалось опасно… Частые были переборцы, из оных один побольше, называемый Баской».

Волчихинское водохранилище построено на таком участке Чусовой, который давно привлекал внимание инженеров, пытавшихся решить проблему водоснабжения Екатеринбурга. «Средний Урал не отличается высотой, и на самом перевале почти встречаются две большие реки — Исеть и Чусовая», — писал Мамин- Сибиряк. Ещё в 1815 году по инициативе главного управляющего Верх-Исетского завода Г. Ф. Зотова от этого участка Чусовой был прорыт двухкилометровый канал до реки Исеть, на которой стоит Екатеринбург. Канал получил название «Зотовский». Но чусовские заводчики побоялись, что переброска части чусовской воды в Исеть ухудшит условия сплава «железных караванов», и вскоре по их настоянию канал был закопан.

Новый канал был построен в 1936 году. Он прошёл от Чусовой к руслу речки Топкой. Длина этого канала 8 км, ширина от 15 до 28 м, а глубина — 6–7 м. Канал подаёт чусовскую воду в речку Решётку, приток Исети. Для улучшения пропускной способности русло реки Решётки на протяжении 17 км было спрямлено. Вход в канал расположен на правом берегу в средней части водохранилища.

Само же Волчихинское водохранилище построено в 1940–1944 годах. Объявленная цель строительства — «улучшение водоснабжения г. Свердловска». Но строилось водохранилище по разработкам «Трансуральского водного пути». Чусовая разлилась, затопив Ельчёвское и Широкаевское болота, отроги небольшого хребта Гребни и отроги горы Масловой с камнем Караванным. Самые крупные острова на водохранилище — Змеиный, Коровий и Миронов. Почти от устья канала до плотины по правому берегу водохранилища прошла железная дорога (участок Екатеринбург — Ревда) с остановками «1624 км», «Флюс» и «Спортивная».

В 80-е годы XX века, когда Свердловск опять стал страдать от нехватки воды, параллельно первому каналу был прорыт второй. Его длина составила 11,5 км.

Берега Волчихинского водохранилища очень извилистые и живописные. Здесь расположены многочисленные базы отдыха, хотя экологическая обстановка на водохранилище не особенно благоприятная. Вода отравлена продуктами разложения утонувшей древесины, отчего исчезли хариус, жерех и елец.

* * *

Реальная угроза нависла над Чусовой в 1948 году, когда правительством СССР был принят грандиозный «Сталинский план преобразования природы». Помимо прочего, он подразумевал создание на низменностях Западной Сибири гигантского искусственного моря. Это море через Чусовую соединилось бы с Волжским бассейном. А вот саму Чусовую потребовалось бы полностью «перестроить». Её планировали превратить в каскад судоходных водохранилищ, на всём протяжении которых глубины не должны были быть меньше 1,8 м. Всего проектировали построить пять плотин.

  197  
×
×