29  

Когда боги переехали в Нью-Йорк, они взяли с собой достаточно большой багаж: вражду, войны, неблагополучные семьи, неспособность держать обещания и клятвы (особенно клятвы верности между супругами). Как истинные рок-звезды они пришли со своей свитой: монстры в виде фурий и циклопов, Гидра, Офиотавр; различные духи (наяды, дриады и сатиры среди прочих); магические существа, такие как Серые Сестры, Грайи, и их такси; ну и, конечно же, Оракул. Фактически, едва ли не все — ну, по крайней мере, самые примечательные — сверхъестественные твари, населявшие мифические области Древней Греции, выходят на сцену на протяжении трех книг. [20] При этом они не появляются просто так, чтобы рацветить повествование. Вся эта пестрая толпа добавляет остроты в приключения Перси. [21]

В свете того, что боги приносят с собой такой багаж, я спрашиваю себя: хорошо ли, что они присутствуют в нашей жизни? Ответ заключается в том, что вопрос поставлен некорректно. Во-первых, в мире Перси Джексона и олимпийцев они уже присутствуют и им слишком хорошо, чтобы куда-то переезжать. Во-вторых, мы просто не можем послать своих беспокойных соседей туда, откуда они пришли. У нас — а возможно, и у них — просто нет выбора.


Все сводится к одной простой вещи: свободе воли


Обычно мы принимаем свободу выбора как должное, пока не разберемся получше, что же это на самом деле такое — свобода выбора и свобода воли. На первый взгляд это означает, что ты можешь сам решать, по какой дороге тебе пойти, делать ли тебе домашнюю работу или нет, а в случае с Перси — идти ли тебе искать похищенный жезл Зевса или отказаться.

Но оказывается, идея свободы выбора и свободы воли — это одна из тех тем, над которой философы размышляли с тех пор, как первые пещерные люди собрались вокруг огня и начали обсуждать жизненно важные вопросы, причем такие, на которые нет ответа, — например, что появилось первое: яйцо или курица? Попробуй-ка ответить…

Можем ли мы сами выбирать свой жизненный путь или судьба делает это за нас? Ответ: и то и другое. Мы практически всегда видим два или несколько возможных решений, но в то же время мы, как правило, не можем изменить положение дел на момент выбора.

Идея быть свободным и самому выбирать то, что происходит с тобой, кажется довольно простой. Мы сами решаем, делать нам домашнюю работу или играть в видеоигры. Но если ты школьник, есть ли у тебя выбор на самом деле? В каком-то смысле есть. Ты можешь решить не делать домашнее задание. Но если ты и правда принял решение не писать это сочинение, то завтра после 9 утра тебе придется иметь дело с последствиями. Эти последствия — будь то «отсидка» в классе после уроков или плохая оценка — ограничивают твою свободу выбора. И уж совершенно очевидно, что ты не выбираешь, быть ли тебе учеником и ходить ли в школу, — твой возраст и статус от тебя не зависят.

Таким образом, ситуацию в целом мы изменить не можем: нравится тебе это или нет, но ты так и останешься учеником средней школы или полукровкой. А вот как мы справляемся с этой ситуацией — это совсем другая история.

На протяжении всей серии книг о Перси Джексоне он то и дело оказывается в отчаянном положении, причем не по собственному выбору. И увлекательность сюжета основана на том, какой выход он найдет из каждого затруднения.

Перси не выбирал, быть ли ему полукровкой. Но он сам решал идти на все свои смертельно опасные задания. Вспомните путешествие в Аид за жезлом Зевса: он ведь мог отказаться. Или нет? Одной из причин, по которой он пошел туда, была надежда на встречу с матерью. Мог ли он принять иное решение?

Есть еще один вопрос. «Смерть» Салли от рук Минотавра на окраине Лагеря полукровок кажется неизбежной, но так ли это?

На ее кажущуюся гибель можно смотреть с двух сторон. Существовало два возможных исхода в ситуации с Минотавром: Салли остается в живых, но Перси погибает либо наоборот. Можно сказать, что она пожертвовала собой ради Перси по своей собственной воле. С другой стороны, возможно, боги намеренно создали такую ситуацию, где она должна была сделать именно такой выбор, пожертвовав своей жизнью ради спасения сына. Если посмотреть на ситуацию с такой стороны, то боги могли использовать любовь матери, чтобы Перси волей-неволей должен был пойти на задание и выполнять их волю.

Но зачем богам завлекать Перси в свой мир и делать из него мальчика на побегушках?


20

Некоторые духи и монстры в серии книг остаются такими, какими были от рождения, но не все. Циклопы по большей части опасны, но Тайсон — очень милый ребенок, один из «хороших парней», как и Гроувер, а Офиотавр — безобидное существо. Он спасает Перси и хорошо относится к Тайсону, но боги боятся его потому, что он может стать причиной их гибели. Возможно. Никто просто не знает, что может произойти на самом деле. В последний раз, когда Офиотавр был убит, Зевс препятствовал исполнению последнего поступка, который в соответствии с пророчеством должен был уничтожить бессмертных. Он послал орла, чтобы тот схватил внутренности бедного мертвого существа до того, как они будут брошены в огонь.

21

В книге «Море чудовищ» Риордан воссоздает некоторые из самых запоминающихся эпизодов путешествия Одиссея с монстрами и другими мифическими созданиями. Перси берет на себя роль героя-спасителя, хотя в некоторых случаях его самого приходится спасать (причем это делает не кто иной, как Кларисса!). Сирены, которые в древние времена заманивали экипаж корабля Одиссея своими песнями, соблазняют Аннабет видениями, по своему содержанию подходящими полукровке XXI века: она видит своего смертного отца и богиню мать на пикнике вместе с Лукой в Центральном парке. Позже Риордан повторяет древние приключения Ясона с его аргонавтами.

  29  
×
×