14  

* * *

  • Запели тесаные дроги,
  • Бегут равнины и кусты.
  • Опять часовни на дороге
  • И поминальные кресты.
  • Опять я теплой грустью болен
  • От овсяного ветерка,
  • И на известку колоколен
  • Невольно крестится рука.
  • О Русь, малиновое поле
  • И синь, упавшая в реку,
  • Люблю до радости и боли
  • Твою озерную тоску.
  • Холодной скорби не измерить,
  • Ты на туманном берегу.
  • Но не любить тебя, не верить —
  • Я научиться не могу.
  • И не отдам я эти цепи,
  • И не расстанусь с долгим сном,
  • Когда звенят родные степи
  • Молитвословным ковылем.

<<1916>>

* * *

  • Устал я жить в родном краю
  • В тоске по гречневым просторам.
  • Покину хижину мою,
  • Уйду бродягою и вором.
  • Пойду по белым кудрям дня
  • Искать убогое жилище.
  • И друг любимый на меня
  • Наточит нож за голенище.
  • Весной и солнцем на лугу
  • Обвита желтая дорога,
  • И та, чье имя берегу,
  • Меня прогонит от порога.
  • И вновь вернуся в отчий дом,
  • Чужою радостью утешусь,
  • В зеленый вечер под окном
  • На рукаве своем повешусь.
  • Седые вербы у плетня
  • Нежнее головы наклонят.
  • И необмытого меня
  • Под лай собачий похоронят.
  • А месяц будет плыть и плыть,
  • Роняя весла по озерам…
  • И Русь все так же будет жить,
  • Плясать и плакать у забора.

<<1916>>

* * *

  • День ушел, убавилась черта,
  • Я опять подвинулся к уходу.
  • Легким взмахом белого перста
  • Тайны лет я разрезаю воду.
  • В голубой струе моей судьбы
  • Накипи холодной бьется пена,
  • И кладет печать немого плена
  • Складку новую у сморщенной губы.
  • С каждым днем я становлюсь чужим
  • И себе, и жизнь кому велела.
  • Где-то в поле чистом, у межи,
  • Оторвал я тень свою от тела.
  • Неодетая она ушла,
  • Взяв мои изогнутые плечи.
  • Где-нибудь она теперь далече
  • И другого нежно обняла.
  • Может быть, склоняяся к нему,
  • Про меня она совсем забыла
  • И, вперившись в призрачную тьму,
  • Складки губ и рта переменила.
  • Но живет по звуку прежних лет,
  • Что, как эхо, бродит за горами,
  • Я целую синими губами
  • Черной тенью тиснутый портрет.

<<1916>>

* * *

  • Прячет месяц за овинами
  • Желтый лик от солнца яркого.
  • Высоко над луговинами
  • По востоку пышет зарево.
  • Пеной рос заря туманится,
  • Словно глубь очей невестиных.
  • Прибрела весна, как странница,
  • С посошком в лаптях берестяных.
  • На березки в роще теневой
  • Серьги звонкие повесила
  • И с рассветом в сад сиреневый
  • Мотыльком порхнула весело.

<<1916>>

– У нас гости в столовой, – сказал Толстой, заглянув в мою комнату. – Клюев привел Есенина. Выйди, познакомься. Он занятный.

Я вышла в столовую. Поэты пили чай. Клюев, в поддевке, с волосами, разделенными на пробор, с женскими плечами, благостный и сдобный, похож был на церковного старосту. Принимая от меня чашку с чаем, он помянул про великий пост. Отпихнул ветчину и масло. Чай пил «по-поповски», накрошив в него яблоко. Напившись, перевернул чашку, перекрестился на этюд Сарьяна и принялся читать нараспев вполне доброкачественные стихи. Временами, однако, чересчур фольклорное какое-нибудь словечко заставляло насторожиться. Озадачил меня также его мизинец с длинным, хорошо отполированным ногтем.

Второй гость, похожий на подростка, скромно покашливал. В голубой косоворотке, миловидный, льняные волосы уложены бабочкой на лбу. С первого взгляда – фабричный паренек, мастеровой. Это и был Есенин.

На столе стояли вербы. Есенин взял темно-красный прутик из вазы.

– Что мышата на жердочке, – сказал он вдруг и улыбнулся.

Мне понравилось, как он это сказал, понравился юмор, блеснувший в озорных глазах, и все в нем вдруг понравилось. Стало ясно, что за простоватой его внешностью светится что-то совсем не простое и не обычное.

Крутя вербный прутик в руках, он прочел первое свое стихотворение, потом второе, потом третье. Он читал много в тот вечер. Мы были взволнованы стихами, и не знаю, как это случилось, но в благодарном порыве, прощаясь, я поцеловала его в лоб, прямо в льняную бабочку, ставшую вдруг такою же милой мне, как и все в его облике.

  14  
×
×