43  

— Не знаю, дойдут ли эти слова до пустыни, — произнес незнакомец. — Она привыкла к своим страданиям и неспособна смотреть на мир иначе, кроме как сквозь слезы.

— Тогда давай испробуем средство, к которому я всегда прибегаю, когда вижу людей, потерявших надежду. Давай помолимся.

Они оба встали на колени: один — лицом в сторону Мекки, поскольку был мусульманином, а другой — молитвенно сложив кисти рук, так как он был католиком. Каждый из них молился своему Богу, который всегда и для всех был одним и тем же Богом, хотя люди упорно продолжают называть Его разными именами.

На следующее утро, выйдя на прогулку, миссионер опять увидел мужчину на прежнем месте. Там, где он раньше прижимался к песку, стала сочиться влага: это зарождался новый источник. Через несколько месяцев источник увеличился настолько, что жители города смогли выкопать здесь колодец.

Бедуины называют это место «Колодцем из слез пустыни». Они уверены: если испить из него — то, что было причиной твоего страдания, станет поводом к радости. И тебе откроется твое истинное предназначение.

Рим: Изабелла вернулась из Непала

Я встречаюсь с Изабеллой в ресторане, который нам нравится за то, что там всегда мало посетителей, хотя кухня у него превосходная. Она рассказывает, как во время пребывания в Непале провела несколько недель в монастыре. Однажды под вечер она прогуливалась по окрестностям с одним монахом, и тот, открыв свою сумку, долго разглядывал ее содержимое. После этого он произнес:

— Ты знаешь, что простой банан может указать тебе смысл жизни?

Он достал из сумки гнилой банан и швырнул его в сторону.

— Это жизнь, которая в нужный момент осталась невостребованной, а теперь уже поздно.

Извлек из сумки зеленый банан и вернул его на место.

— Это жизнь, еще не состоявшаяся, ей нужно дождаться своего момента.

Наконец он вытащил спелый банан, очистил его и, разделив пополам, дал половину Изабелле.

— А для этой жизни главный момент наступил. Умей впустить ее в себя без страха и чувства вины.

Об искусстве владеть мечом

Много веков тому назад, во времена самураев, в Японии была написана книга о философии искусства владения мечом — «Знание без страсти», известная также по имени ее автора как «Трактат Тахлана» (Тахлан был учителем фехтования и монахом дзен-буддистского монастыря). Некоторые места из этой книги я обобщил для себя.

Всегда сохраняй спокойствие. Тот, кто понимает смысл жизни, знает: ничто не имеет ни начала, ни конца, а потому он никогда не огорчается. Он борется за то, во что верит, не стремясь никому ничего доказать и сохраняя молчаливое спокойствие человека, достаточно мужественного, чтобы самому выбирать свою судьбу.

Это относится к поведению на войне и в любви.

Слушайся своего сердца. Тот, кто уверен в своей власти над другими, в способности произносить нужные слова в нужное время и владеть своим телом, бывает глух к «голосу своего сердца». Только тогда можно услышать этот «голос», когда мы пребываем в совершенной гармонии с окружающим миром, а не ставим себя в центр Вселенной.

Это касается любви и войны.

Научись вживаться в образ другого. Мы настолько привержены так называемому хорошему тону, что забываем нечто чрезвычайно важное: мы не в состоянии достичь своих целей в одиночку, не общаясь с другими людьми. Поэтому нужно не только уметь созерцать мир, но и стараться проникать в чувства другого и научиться следовать ходу его мыслей.

Это касается любви и войны.

Найди для себя подходящего учителя. На жизненном пути тебе предстоят встречи со многими из тех, кто из любви или из высокомерия захочет тебя чему-то учить. Как отличить друга от проходимца? Ответ довольно простой: настоящий учитель никогда не говорит об идеальном пути, а предлагает ученику множество тропинок, выводящих на дорогу, в конце которой — твоя судьба. С того момента, как ты попадешь на свою дорогу, учитель тебе больше не нужен: теперь все трудности и все препятствия на пути — исключительно твои.

Этот совет не относится ни к любви, ни к войне, но, если не следовать ему, ты вовсе ничего не достигнешь.

Избегай опасностей. Многие думают, что в идеале нужно жертвовать жизнью во имя воплощения своей мечты в жизнь, но на самом деле нет ничего обманчивее такого взгляда. Чтобы успеть осуществить мечту, надо дорожить жизнью и уметь избегать опасностей. Чем больше мы обдумываем предстоящие шаги, тем выше вероятность ошибиться: ведь мы не принимаем во внимание поведение других людей, забываем об уроках, преподносимых жизнью, не учитываем действия страстей и состояния бесстрастия. Чем больше мы уверены в том, что держим все под контролем, тем меньше способны влиять на ситуацию. Опасность приходит без предупреждения, а быстрая реакция не может быть спланирована заранее, словно воскресная прогулка.

  43  
×
×