29  

Поскольку, как указывалось выше, было невозможно организовать сплошную оборону против бандеровцев, пришлось возвратиться к опробованным в 20-е годы методам. Мы не только обезвреживали мины, но по ночам устанавливали мины-ловушки на подходах к станциям и водокачкам. Утром, разумеется, эти мины снимались или приводились путем отключения от питания в безвредное состояние. Подобные методы были довольно эффективными.

Работая в 20-м Управлении военно-восстановительных работ, мы совершенствовали способы и средства разминирования возможных неизвестных мин. На минных завалах мы использовали трактор, который встряхивал эти завалы. Мины при этом взрывались или становились безвердными. Кроме того мы еще использовали специально обученных собак числом около 20. Их впору было награждать за умение отыскивать мины: большинство бандитских мин обнаруживали они.

Глава 8. В Германии

Перед тем как мне лететь в Германию, З.И. Кондратьев попытался назначить меня начальником автодорожных войск фронта, которыми командовал маршал Р.Я. Малиновский[32]. Когда же я явился в распоряжение фронта, оказалось что генерал Вострухов[33]— начальник тыла — не согласовав этого с начальством, назначил на эту же должность еще кого-то. Получилось нехорошо. Мне выделили машину и я отправился обратно в Москву. Было начало 1945. Доложился Кондратьеву.

Захар Иванович, мы вместе когда-то учились, очень обрадовался, что я пришел в его управление. Меня немедленно зачислили в дорожное управление с окладом начальника штаба, который был у меня в военной миссии. И предложил выделить мне людей для обучения, чтобы я занялся вопросами разминирования на коммуникациях в тылу наших войск. (Уже в Германии, на освобожденных территориях).

Не могу не упомянуть здесь, что в Германию мы летели через Варшаву. Тогда я увидел как была разрушена Варшава! Так, пожалуй, не пострадал и Сталинград.

Я собрал своих диверсантов, которые специализировались на минировании, и мы занялись разминированием, нашли собак и стали обучать их обнаруживать мины.

С этой командой в начале 1945, я прибыл на 1-й Украинский фронт, которым командовал маршал Иван Степанович Конев[34]. Он знал меня еще с Калининского фронта, узнал и так сказать поразился: «А вы все еще подполковник? Вы были подполковником в 1942 году, а сейчас уже 45-й. Многие уже генералы».

Мы приступили к разминированию тех трасс по которым нужно было ездить.

Работа была очень трудная. Немцы устанавливали мины замедленного действия, причем мины с зарядами морских бомб. Морские мины они превращали в МЗД и устанавливали их на шоссейных дорогах, вблизи небольших мостов или виадуков, устанавливали так, чтобы их нельзя было объехать. Находить их было очень трудно. Немцы ставили их немного. Зато противотанковых и противопехотных было немеряно.

Минеры наши — специалисты опытные — ни один не подорвался. Немцы не устанавливали таких неизвлекаемых мин, как наши. Они поддавались извлечению, мы их извлекали достаточно легко, и это очень помогало нашим дорожным войскам обеспечивать постоянное и непрерывное передвижение по дорогам. Надо сказать, что содействие в разминировании оказывали и немцы.

Вообще в Германии народ не сопротивлялся приходу нашей армии. Ее приняли нормально, чего нельзя сказать о Польше, на территории которой действовали представители Армии Крайовой, и о Западной Украине, где хозяйничали бандеровцы.

Меня каждый раз поражало, как немцы вместе с нашими войсками восстанавливали железные дороги: работали очень хорошо и дружно. Хозяйство восстанавливалось интенсивно, и нам было легко работать.

Был даже такой случай. Едем мы я, шофер и ординарец Валуйкин. Ночь уже и вдруг видим, идут пять человек. А у нас испортилась машина. Хотя мы были вооружены, но отошли в сторону (вдруг это бандиты). Немцы подошли. Мы скомандовали: Руки вверх! Сопротивления они не оказывали. Я учил немецкий лет семь, но говорил плохо. Все-таки кое-как объяснил, что нужно помочь довести машину до первого населенного пункта. Они активно включились. Шофер управлял, а немцы очень активно помогали вести машину полтора километра до населенного пункта, где мы остановились. Утром машина была исправлена. Вот так было в Германии.

Затем меня направили на разминирование Берлина. Разминировал я и Потсдам, который в отличие от Берлина неплохо сохранился. Искали мы мины в тех зданиях, где должны были расположиться наши солдаты.


32

Малиновский Родион Яковлевич (1898–1967), советский государственный и военный деятель, маршал Советского Союза (1944). Народный герой Югославии. Участник Первой мировой и Гражданской войн. С 1930 — начальник штаба кавалерийского полка. Работал в штабах военных округов. Участвовал в Гражданской войне Испании (1936–1939). С 1941 — командир стрелкового корпуса. С 1943 — командующий Южным, Юго-Западным, 3-м и 2-м Украинским фронтами. С 1945 командующий Забайкальским фронтом (Прим. ред.).

33

} Вострухов Владимир Иванович (1895–1971), генерал-полковник (1945). Участник Первой мировой и Гражданской войн. С 1921 командир полка, преподаватель и начальник курсов «Выстрел». Окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе (1933). Во время Великой Отечественной войны — заместитель командующего по тылу ряда армий, а позднее Калининского, Степного, 2-го Украинского и Забайкальского фронтов (Прим. ред.).

34

Конев Иван Степанович (1897–1973), маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), Герой ЧССР, Герой МНР. Участник Первой мировой. В Гражданскую — комиссар бронепоезда, стрелковой бригады, дивизии, штаба НРА ДВР. В 1940–1941 — командующий войсками Забайкальского Военного Округа. В период Великой Отечественной войны — командующий 19 армией Западного, Калиниского, Северо-Западного, Степного, 2-го и 1-го Украинских фронтов. С 1945 — главнокомандующий Центральной группы войск (Прим. ред.).

  29  
×
×