90  

* * *

Один человек носил с собой записную книжку, которая стала жертвой его забывчивости — и оставалась чистой до самой смерти автора; её издали большим тиражом, на радость читателям добавив пару листов для заметок, и распродали весьма успешно.

* * *

Выдавливай меня осторожно, чтобы не ходить потом до самой смерти с тюбиком в руке, как супергерой с артефактом. Неспешно размазывай меня по гладким поверхностям, которые я соединю крепкими узами алхимического брака. Дай мне время впитаться в материал, проникнуть в невидимые щели и трещины, познать неведомое, застыть янтарной вечностью.

Надеюсь, ты сметлив, и не станешь размазывать меня по поверхностям кошек, собак, хомячков, попугаев и аквариумных рыбок? Не давай меня детям, не выноси меня на солнечный свет, не бросай меня в холодильник, в аквариум, в микроволновую печь. И ты ведь видишь, что на мне не указано: “выпей меня”?

Я тебе принадлежу до 6 числа 4 месяца 2oo5 года. По истечению срока ты, конечно, можешь обращаться к мерзким ритуалам, брать иглу и с наслаждением прокалывать мой тюбик, а потом наблюдать, как я выползаю наружу, пузырясь и щурясь от яркого света. Однако чуда не произойдёт, и твои ботинки всё равно будут расхлябанными, как прежде. С тебя евро. Не так уж много для такого суперклея как я.

* * *

Говорили о мудрецах, для которых

вещи выступали знаками присутствия,

которое было источником возвышенной радости.

Говорили о еретиках, находивших упоение в вещах,

присутствие и отсутствие которых было в равной степени сомнительно.

На склоне лет своих они подрабатывали тем, что вытаскивали

белых кроликов за длинные уши из чёрных цилиндров.

* * *

Представители племени Бороро

искренне верили, что, будучи людьми,

они в то же время являются особым видом

распространенных в Бразилии попугаев.

* * *

… когда на обеих руках заканчивались пальцы, которые

можно было показать на вопрос о своём возрасте,

проводился первый обряд инициации.


Когда заканчивались и пальцы на обеих ногах,

проводился второй обряд, по завершении которого

островитянин удалялся в нелюдимое место,

чтобы нарастить конечность-другую для

поддержания светских разговоров

о быстролетящих годах.


Неудивительно, что на острове

отсутствовало всякое представление о цифрах.

* * *

… душу почитали за

части тела склеивающую и

удерживающую вместе субстанцию.


Также учили осторожности при пробуждении,

чтобы, собирая части распавшегося за ночь тела,

не учудить себе какую-нибудь чучу,

с которой пришлось бы таскаться

весь день, шаманам на смех.


Считалось, что души детей и домашних животных

на время сна тела не покидают, их удерживает бог страха",

с которым проводился ритуальный бой

по достижению ребёнком 9 лунных лет.

* * *

Для получения степени Мастера

живописец должен был написать портрет

солнечного зайца возрастом в 11 минут,

родившегося в ветреный день около полудня;

людям слова предстояло воспеть след улитки

длиной в один прыжок кузнечика, живущего на

клеверном поле; от музыканта ждали извлечения

звуков встречи вечернего озера с гладким камнем,

умещающимся в ладони пятилетнего мальчика -

из подвластных ему инструментов.

Слова

Слова были более плотными:

раз вымолвленные, они преображали прошлое,

пускали корни в будущем -

— и продолжали звучать, сплетаясь с новыми словами.

Именно потому искусству подбора гармоничной речи уделялось особое внимание.


Когда слова начали терять в весе,

было решено их пригвоздить к бумаге,

которая до того использовалась совсем

в иных целях.

* * *

Мастерство ритора

заключалось в том, чтобы провести слова

по ушному лабиринту слушателей, произнося речь как одно слово,

на одном дыхании. Сплетённые воедино слова теряли свой смысл,

и со временем искусство речи стало искусством дыхания.

Потому прибывшие на остров испанцы

поначалу были уверены, что имеют дело с глухонемыми.

* * *

Представители одного племени

  90  
×
×