80  

5 сентября 1519 года было дано еще одно сражение, в котором против испанцев выступило пятьдесят тысяч человек. Но пушкам по-прежнему противостояли луки и стрелы. В следующий раз тласкаланцы решили напасть ночью, потому что их жрецы уверяли: пришельцы не боги, но и не обыкновенные люди. Они — дети солнца. Поэтому следует напасть на них, когда солнце отдыхает. Но воины Кортеса спали не раздеваясь, с оружием в руках; их лошади стояли оседланными. По первому сигналу тревоги все испанцы были на ногах и встретили неприятеля дружными залпами.

Потери тласкаланцев были страшными, но и положение победителей отчаянным. Пятьдесят человек пало от ран и болезней, остальные едва стояли на ногах. Сам Кортес заболел опасной лихорадкой. Отчаявшись, испанцы требовали от Кортеса возвратиться в Вера-Крус и послать единственное уцелевшее судно за подкреплением на Кубу. Но Кортес был убежден: надо продержаться еще несколько дней, и тогда сами тласкаланцы запросят мира.

Переговоры с неприятелем вела Марина. Она ничем не выдала то отчаянное положение, в котором находились испанцы, она говорила с тласкаланцами, как победитель с побежденным…

Хикотенкатль не верил ее игре. Имея в своем распоряжении двадцать тысяч воинов, он наотрез отказался подчиниться испуганному совету вождей. Но он сделал вид, будто согласен на мир, и послал в лагерь Кортеса делегацию с подарками. Их встретили радушно, однако недоверчивая Марина убедила Кортеса не верить им. Схваченные и допрошенные, индейцы быстро сознались в том, что им поручено выведать численность неприятеля, так как на завтра назначен штурм храма, в котором засели испанцы. Кортес приказал отрубить руки индейцам и отослать назад.

«Испанцы читают в наших сердцах!» — воскликнул в отчаянии Хикотенкатль, когда увидел своих искалеченных воинов. Он отказался от сопротивления, тласкаланцы предложили Кортесу мир — в тот момент, когда испанцы уже считали свое дело окончательно проигранным. Хикотенкатль готов был стать союзником Кортеса в борьбе против Монтесумы — хотя требовал независимости для своего народа. Кортес милостиво согласился, однако держался величаво и сурово, как и подобает победителю.

Вера в силы Кортеса и его людей выросла еще больше, когда в его лагерь явились пять послов Монтесумы с большим количеством золотых вещей и других подарков. Монтесума выражал готовность подчиниться испанскому королю и ежегодно выплачивать ему большую дань золотом, серебром, драгоценными камнями и тканями. Он просил Кортеса лишь об одном: не утруждать себя походом в Теночтитлан, «так как путь этот далек, горист и безводен».

Известие о том, что воинственные тласкаланцы побеждены, напугало Монтесуму до смерти!

Ну что ж, Кортес мог бы удовольствоваться его униженным предложением. Но ему нужны были не земли для испанской короны, не дань испанскому королю. То был лишь предлог, повод для оправдания в глазах испанских властей. Кортес жаждал несметных богатств ацтеков — для себя!

С послами он держался неприветливо, но демонстрировал дружбу с Хикотенкатлем. Когда об этом стало известно Монтесуме, он окончательно потерял голову и прислал письмо, в котором… приглашал Кортеса в свою столицу! Но Кортес решил для начала посетить Тласкалу, чтобы усилить неуверенность Монтесумы, который очень боялся союза испанцев со своими противниками-тласкаланцами.

Весть о победе испанцев облетела всю Мексику. Из дальних городов, покоренных Монтесумой или враждовавших с ним, к Кортесу являлись послы с просьбой о помощи и с обещаниями поддержки. Кортес изучал расстановку сил в стране, старался вникнуть в сложные взаимоотношения различных индейских народов и племен. Его советчиком стал старший Хикотенкатль — слепой отец храброго военачальника. Считая испанцев союзниками Тласкалы, он подробно рассказывал Кортесу об армии Монтесумы, тактике ацтеков, их оружии. В знак искренней дружбы он даже предложил Кортесу в жены свою дочь. Однако Кортес отдал донну Луизу — так девушку назвали после крещения — в жены Альварадо. Другие знатные тласкаланцы тоже породнились с испанцами, дав им в жены своих дочерей.

В дальнейшем походе Кортеса сопровождали шесть тысяч тласкаланцев. Впереди лежал город Чолула — один из крупнейших религиозных центров Мексики. Здесь находились сотни храмов, самым знаменитым из которых был храм бога воздуха, воздвигнутый на огромной пирамидальной насыпи.

  80  
×
×